Программа Театральная студия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад № 296
620135,г. Екатеринбург, ул. Красных командиров, 14,
620017, г. Екатеринбург, ул. Энтузиастов, 21.
Тел.: 300-26-67 (300-26-69), эл.адрес: detsad296@.mail.ru

Принято:
Педагогическим советом
Протокол №
от «_______»_________2020 года

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ – детский сад №296
_______________________И.В. Смирнова
Приказ № _____от «____»/_______2020г.

Общеобразовательная программа дополнительного образования
Театральная студия «Играем в сказку»
на 2020 – 2021 учебный год
срок реализации – 4 года
Музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
Никифарова Е. С.

г. Екатеринбург, 2020

Пояснительная записка
Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может
дать театрализованная деятельность.
В составленной программе театрального кружка «Театральная маска» детский театр рассматривается не только
как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия
театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию
и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и
музыкой. Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Театральные постановки объединяют в себе разнообразные виды искусства. Так, ребенок, играя, перевоплощаясь, активно познает мир. Благодаря репетициям, общению в коллективе у ребенка развиваются психологические
процессы – это речь, общение, воображение, память, внимание, а также умение работать в команде. Будущий актер
учится преодолевать страх выступления перед аудиторией, управлять своими эмоциями и чувствами, он становится
более уверенным в своих силах и возможностях. Происходит творческое развитие личности малыша за счет изучения
управления мимикой, искусства имитации, ораторского мастерства.
Детям, занимающимся в театральном кружке, приходится находиться в постоянном движении. Тренируется их
координация, пластика. Так происходит их физическое развитие.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица
какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, развивает личность
ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Цель












Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи
Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения
сказочных животных.
Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности
детей.
Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр
зверей и др.).
Создание необходимых условий для проведения театрально–игровой деятельности
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности.
Приобщить детей к театральной культуре,
Воспитание доброжелательности и контактности детей в отношениях со сверстниками и развитие навыков
позитивного социального поведения.
Возраст детей занимающихся в театральном кружке 4, 5, 6, 7 лет. Занятия проходят 2 раза в неделю, по 20 - 30 минут.

Программа составлена на основе:
1.
«Радуга». Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей
дошкольного возраста в детском саду. Т. Н. Доронова, В.В. Гербова , Т.Н. Гризик и др. Сост. Т.Н. Доронова - 2
изд., М: Просвещение, 1997 г.
2.
Педагогическая технология «Маленькие шаги к театру». А.А. Лебедева
3.
Организация театрализованной деятельности в детском саду. Е.В. Мигунова . Великий Новгород, 2006 г.

Театрализованные занятия являются частью воспитательно - образовательной работы, не только потому,
что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на
более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребѐнок знакомится с окружающим
миром через образы , краски , звуки . Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,
знаниями , умениями , развивает интерес к литературе, активизирует словарь , разговорную речь , способствует
нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребѐнка.
Диагностика проходит по методике Е.В. Мигуновой в процессе наблюдения за детьми с внесением результатов в таблицу.
Занятия проводятся в вечернее время, по следующей схеме:
введение в тему;
создание эмоционального настроения;
театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми,
рассказ детей, показ воспитателем способа действия, игры - импровизации, драматизации знакомых сказок, этюдный
тренаж, сочинение сказок и спектаклей детьми для последующего показа)
Занятие включает 5 разделов:
1. Театральная игра. Не столько приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со
сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Игры этого раздела условно делятся на развивающие, специальные, театральные.
2. Ритмопластика. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого
аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и ор-

фоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом.
4. Основы театральной культуры. Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства; виды театрального
искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя.
5. Работа над спектаклем – вспомогательный раздел, базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психологопедагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

-

Приѐмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Игра;
метод игровой импровизации;
упражнения на расслабление и напряжение мышц;
метод действенного анализа (этюдная методика);
инсценировки;
драматизация;
рассказ;
чтение воспитателя;
рассказ детей;
беседы;
разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приѐмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю

-

-

дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.
К концу учебного года предполагается овладение
детьми следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок может знать:
назначение театра;
о деятельности работников театра;
виды театров;
виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
Ребенок умеет:
передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
воплощать свои замыслы собственными силами и организуя деятельность других детей;
контролировать внимание;
понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
Ребенок имеет представление:
о сценическом движении;
о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок владеет навыками:
культурного поведения в театре;
определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
подбора собственных выразительных жестов;
психологического настроя на выполнение предстоящего действия;

произнесения небольших монологов;
произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

-

Произведения поэтов России.

Содержание работы с детьми
ПроПредшествие и
Задачи:
Методы
Реквизит
Этюдный
изве- словарная работа
1. Образовательная
и приемы
тренаж
дение
2. Развивающая
3. Воспитательная
СЕНТЯБРЬ
Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях (см. приложение).
Цель: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.
ОКТЯБРЬ
Чтение различных 1. Приобщение детей старшего Разучивание
Шапочки раз- Этюды на выстихотворений по- дошкольного возраста с
произведений личных героев ражение осэтов России (см.
народным творчеством.
устного
произведений, новных эмоХрестоматию),
народного
оформление
ций.
рассматривание
2. Побуждать к импровизации творчества,
сцены, соотиллюстраций к
доступных средств выразиигровая и им- ветствующее
содержанию
произведениям.
тельности каждого ребенка.
провизация
Вызывать желание произнобеседа о про- сказки.
Словарь: театр,
сить небольшие монологи.
читанном.
зритель, завязка,
кульминация, раз- 3. Воспитывать положительвязка.
ные отношения к народному
искусству.

Игра

Детская
игра «Где
мы были,
мы не
скажем и
т.д.».

Лисичка – сестричка и серый волк.

ПроПредшествие и
изве- словарная работа
дение

Чтение сказки,
рассматривание
иллюстраций.
Словарь: зрительный зал, аншлаг,
премьера, сюжет,
представление.

Задачи:
1. Образовательная
2. Развивающая
3. Воспитательная

Методы
и приемы

НОЯБРЬ
1. продолжать приобщать деИнсценировтей к художественной литера- ка, игровая
туре, учить передавать образы импровизапри помощи невербальной
ция, беседа,
стороны речи.
рассказ детей.
2. Продолжать вызывать у детей желание произносить диалоги, побуждать к импровизации с использованием доступных средств выразительности
каждым ребенком (мимика,
жесты, движения).
3. Воспитывать волю и уверенность в себе.

Реквизит

Маски животных, костюмы, декорации, соответствующие содержанию
сказки.

Этюдный
тренаж

Игра

Этюд на вы«Фраза из
разительность слов».
жеста, движений.

Двенадцать месяцев

ПроПредшествие и
изве- словарная работа
дение

Задачи:
1. Образовательная
2. Развивающая
3. Воспитательная

Методы
и приемы

ДЕКАБРЬ
Чтение сказки,
1. Продолжать приобщать де- Инсценироврассматривание
тей к театральной культуре.
ка, драматизаиллюстраций к
ция, игра, рассказке зимних пей- 2. Учить согласовывать свои
сказ, беседа.
зажей.
действия с действиями партнера, выполнять движения,
Словарь: актер, ар- действия согласно логике действия персонажа и с учетом
тист, афиша, сцеместа действий.
на, этюд, режиссер, сценарист.
3. Воспитывать умение сопереживать героям.

Реквизит

Этюдный
тренаж

Игра

Костюмы, декорации, соответствующие содержанию сказки.

Упражнение
на внимание и
память, этюды
на выражение
основных иллюстраций,
этюды на воспроизведение
отдельных
черт характера.

«Заданный
жест»,
«Заданные
слова».

Создание спектакля по сказке
«Заячья избушка».

ПроПредшествие и
изве- словарная работа
дение

Чтение сказки,
рассматривание
иллюстраций к
сказке.
Словарь: завязка,
кульминация, развязка, представление.

Задачи:
1. Образовательная
2. Развивающая
3. Воспитательная

Методы
и приемы

ЯНВАРЬ
1. Учить детей понимать глав- Разыгрывание
ную идею сказки. Давать хасказки при
рактеристики главных и втопомощи изгоростепенных героев.
товленных
персонажей.
2. Учить детей рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать из бумаги и бросового
материала. Учить детей передавать эмоциональное состояние и характеры героев, используя образные выражения и
интонационно-образную речь.
3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение
друг к другу.

Реквизит

Этюдный
тренаж

Игра

Цветная бумага, клей, ножницы, цветные нитки,
пластиковые
бутылочки,
пластилин,
цветные лоскутки.

Этюды на
воспроизведение отдельных черт характера, этюды на выразительность
сказки.

Игра с
изготовленными
персонажами.

ПроПредшествие и
изве- словарная работа
дение

Лиса и журавль.

Чтение сказки,
рассматривание
иллюстраций.
Словарь: представление, этюд.

Задачи:
Методы
Реквизит
1. Образовательная
и приемы
2. Развивающая
3. Воспитательная
ФЕВРАЛЬ
1. Продолжать учить детей по- Разыгрывание Костюмы, денимать основную идею сказки. мизансцен по корации к
сказке, сказки, сказке.
2. Учить детей передавать раз- беседа о
личные эмоциональные состо- дружбе и пояния и характеры героев, иснимании,
пользуя образные выражения и драматизация.
интонационно-образную речь.
3. Воспитывать положительное отношение к театральным
играм.

Этюдный
тренаж

Игра

Этюды на вы- Помощь в
разительность превражеста, восщении.
произведение
отдельных
черт характера.

ПроПредшествие и
изве- словарная работа
дение

Чтение сказки.

Гадкий утенок.

Словарь: театральное здание, зрительный зал.

Задачи:
1. Образовательная
2. Развивающая
3. Воспитательная

Методы
и приемы

МАРТ
1. Продолжать учить детей об- Беседа о главразы с помощью вербальной и ных героях
невербальной стороны речи.
сказки; инсценировка
2. Побуждать к импровизации сюжетов, цес использованием доступных
лой сказки.
средств выразительности каждого ребенка (мимика, жесты,
движения).
4. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, к героям
сказки; воспитание воли и
уверенности в себе.

Реквизит

Этюдный
тренаж

Игра

Костюмы, декорации к
сказке.

Упражнения
на выразительность жеста, воспроизведение дельных черт характера.

«Ходить
след в
след».

Сочинение сценария.

ПроПредшествие и
изве- словарная работа
дение

Подобрать знакомые сказки и сочинить свою.
Словарь: повторение пройденных
слов.

Задачи:
Методы
1. Образовательная
и приемы
2. Развивающая
3. Воспитательная
АПРЕЛЬ
1. Побуждать к импровизации Творческий
сказки, сочиненной на тему
рассказ, инзнакомых сказок.
сценирование
и импровиза2. Учить создавать характерция.
ные образы героев, используя
мимику, жест, движение, песню, танец.

Реквизит

Этюдный
тренаж

Игра

Костюмы, декорации к
сказке.

Этюды на выражение основных эмоций.

«Тело в
деле».

3. Проявлять согласованность
своих действий, с партнерами.
МАЙ

Конечная диагностика.
Цель: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.

II этап.
Творческий.
III этап.
Практический.

IV этап.
Технический.

1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

Планирование.
Информирование детей и родителей.
Знакомство с пьесой.
Обсуждение пьесы.
Распределение ролей.
Изготовление атрибутов, костюмов, декораций.
Разучивание текстов, песен, танцев.
Репетиции (работа над выразительностью образов
персонажей).
Этюдный тренаж (работа актера над собой).
Обсуждение технических деталей.
Установление сроков мероприятия.
Выбор ответственных.

Рефлексия
(просмотр и обсуждение видеозаписи,
обмен впечатлениями)

I этап.
Подготовительный.

Показ спектакля, утренника.

Подготовка к спектаклю, утреннику.

Схема
подготовки детского спектакля

Тематический план
Месяц
Сентябрь
Октябрь 1.
2.
3.
4.
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь

Тема
Диагностика.
Пока занавес закрыт.
Сказку, ты дружок послушай и сыграй.
Действие с воображаемыми предметами.
Разыгрывание этюдов.
Культура и техника речи.
Театрализованные игры.
Пьеса «Теремок».
Мюзикл «Кот в сапогах», «Муха цокотуха»
«Лесная школа».
Культура и техника речи.
Мюзикл, спектакль.
Итоговая диагностика.

Кол-во часов
в месяц
2
8

8
8
8
8
8
8
8
8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».