Юный Малевич

Пояснительная записка.
Каждый ребенок уникален, одни «физики»- другие «лирики». Но и в том, и
в другом случае необходимо развивать фантазию. И именно формирование
творческого мышления становится важным на дошкольном этапе развития.
Считать и писать научится каждый. Но если не развивать фантазию и творческие
способности в дошкольном возрасте, в старшем возрасте это будет сделать
намного сложнее.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в
процессе аппликации и ручного труда испытывает разные чувства – радуется
созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается,
стремится преодолеть трудности. В процессе конструирования, аппликации и
т.д. ребенок учится фантазировать, учится чувствовать цвет и форму; у него
развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение
кистью руки. Кроме того систематическое овладение всеми необходимыми
средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и
их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственнотрудовое, физическое).
Каждое кружковое занятие строится так, чтобы параллельно еще и решалась
такая задача, как развитие речи детей.
Для себя я решила, что в рамках кружковой работы мной будут
использованы нетрадиционные техники аппликации и ручного труда, а также
немного рисования. Это: оттиск печатью; рисование вилкой; рисование кистью и
красками (гуашевыми и акварельными); обрывная аппликация; аппликация из
салфеток, ваты, аппликация из вырезанных ладошек, аппликация из круп и
семян, лепка из солёного теста, пластилинография из хендгама, конструирование
из природного материала, конструирование из бумаги; конструирование
несложного оригами, аппликация, конструирование и лепка из бросового
материала.
Обрывная
аппликация один
из
видов
многогранной
техники аппликация. Всё
просто
и
доступно,
как
в
выкладывании мозаики. Основа - лист картона, материал — разорванный на
кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши
руки. Появилась разновидность обрывной аппликации — хандигырим, где
используется специальная бумага ручного производства (ханди) корейского
производства. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их
предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате
возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.
Аппликации из «ладошек». Аппликация настолько многогранна и
разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь вашей фантазией!
Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей могут показать дети.
Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение.
Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из
небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать
длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму
и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На
английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло
оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на
кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что
создавало имитацию золотой миниатюры.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства.
Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее
выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути
своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы
практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких
расцветок с применением различных изобразительных приёмов —
увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от
подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.
Солёное тесто - в последние годы стало очень популярным материалом для
лепки – это очень «теплый» и эластичный материал, легко приобретает форму и
изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет
удовольствие и радость. Конечно, сама по себе техника тестопластики богата и
разнообразна, но в последствии при накоплении опыта многие не
ограничиваются одной лепкой, стараясь придать изделиям большую
выразительность насыщенность законченность, расписывают изделия красками,
покрывают лаком, создают комбинированные картины, используя в работах
наряду с тестом другие материалы такие как дерево, стекло, ткань, либо уже
готовые элементы.
Хендгам – (жвачка для рук) – имеет текстуру растекающего вещества,
которое можно использовать для пластилинографии. Вещество безопасно так
как содержит глицирин; доступно – можно создать самим из клей ПВА+ натрия
тетрабората + глицерина + гуашь любого цвета. Картинка из хендгама высыхает
через 2-3 дня и долго хранится.
Аппликация из квадратиков скатанных цветных салфеток: Салфетки
разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев
скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей
ПВА.
Аппликация из распушенных салфеток Кружочки из салфеток диаметром
5-6 см., соединение стиплером по центру. Можно добавить кружки меньшего
размера и другого цвета. Начиная с серединки поднимаем салфетку –
распушиваем, чтобы она приобрела объем.
Цель программы:
Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, аппликации,
лепки, конструирования.
1.

Задачи:
Развивать творческие способности детей; мелкую моторику рук.

2.
Способствовать формированию у детей чувства прекрасного,
развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность,
трудолюбие. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, активность
в выборе способов изображения, любовь к родной природе, эстетическое
отношение к действительности.
3.
Формировать образное, пространственное мышление и умение
выразить свою мысль. Обогащение речи существительными, прилагательными и
глаголами, характеризующими свойства и качества изображаемых объектов,
эмоции, чувства и переживания человека. Приучать к самостоятельности ответов
и суждений.
При работе с детьми применяются следующие методы: словесный;
наглядный; практический.
Используются различные формы работы: беседы; наблюдения;
рассматривание.
Организация занятий кружка:
Кружок «Фантазия» проводится с детьми с 3 –х до 7 -ми летнего возраста в
течение учебного года (с сентября по май) два раза в неделю в вечерний отрезок
времени продолжительностью до 30 минут: По окончанию каждого занятия
организуются еженедельные выставки детских работ для родителей.
Направленность программы - художественная.
Программа кружка «Фантазия»
Тема. Цели.
Материалы, оборудование
Октябрь
1неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа

Рисование.
Техника «Печать»
Тема: «Консервированные фрукты».
Цель: Познакомить детей с техникой печати, Дополнять композицию
дорисовкой фруктов в банке, подбирать цвет, развивать чувство композиции.
Макет вырезанной банки из тонированной цветной бумаги, Гуашь- зелёного,
красного, жёлтого, оранжевого цветов, тарелочки и разрезанные пополам яблоки
«Ранеты» для печати.
Баночки для рисования, кисти тонкие, тряпочки, клеёнки. Образец.
Октябрь

1неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа

Рисование Техника «Отпечаток».
Тема: «Осеннее солнышко».
Цели: Познакомить детей с методом печати осенними листьями, вокруг круга
формировать умение закрашивать листья гуашью, закреплять основные цвета:
красный, зелёный, желтый учить приёму смешивания красного и жёлтого цвета
для получения оранжевого цвета. Дополнять композицию дорисовкой лица у
солнца.
Квадрат размером 20 см на 20 см с наклеенным кругом посередине жёлтого и
оранжевого цвета, осенние листья для печати, тарелки, кисти, гуашь, баночки с
водой, тряпочки клеёнки, восковые карандаши или фломастеры для дорисовки
лица у солнца.
Образец.
Октябрь
2неделя
2НОД
2 младшая и средняя группа.

Аппликация из скатанных салфеток.
Тема: «Веточка рябины».
Цели: Познакомить детей со способом скатывания шариков из цветных
салфеток. Развивать мелкую моторику рук, закреплять красный цвет; развивать
чувство композиции, продолжать учить наклеивать, дополнять композицию
листочками.
Белый картон Ф А- 5 с обведённой веточкой, квадратики красной салфетки,
готовые скатанные шарики из красной салфетки, вырезанные листики, клей
ПВА, кисти для клея, баночки для клея, тряпочки для клея, влажные салфетки,
клеёнки, тарелочки. Образец.
Октябрь
2неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Аппликация.
Тема: «Красивые фрукты положили на овальную тарелку».
Цели: Формировать умение у детей вырезать фрукты из бумаги, яблоко
вырезывать по контуру, апельсин - срезая и скругляя углы из квадрата,
продолжать учить аккуратно наносить клей на вырезанные части, приклеивать
их; дополнять композицию веточками листочками. Раскрашивать края тарелки
цветными восковыми карандашами или фломастерами.
Вырезанный шаблон тарелки овальной формы, с наклеенной вырезанной
картинкой виноградом, квадрат красного цвета с обведённой формой яблока,
квадрат оранжевого цвета, вырезанный банан из желтой бумаги. Восковые
цветные карандаши или фломастеры, клей ПВА, кисти для клея, баночки для
клея, тряпочки для клея, клеёнки, тарелочки. Образец.
Октябрь
3неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа

Рисование – отпечатки ладошками.
Тема: «Улетают лебеди в тёплые края».
Цель: Познакомить детей с техникой рисования отпечатками ладошек.
Развивать чувство композиции - дополняя композицию дорисовывая облака,
деревья – подбирая цвет.
Тонированная бумага Ф А -4, тарелочки с белой гуашью, влажные салфетки,
кисти тонкие, краски акварельные, клеёнки, баночки с водой. Образец.
Октябрь
3неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа

Аппликация из полос.
Тема: «Царица лебедь по сказке А. С. Пушкина».
Цель: Познакомить детей с новой техникой аппликации из полос - путём
соединения концов, склеивая с боков птицы создавая объёмные крылья разной
величины способом накладывания на большие полоски средние, на средние –
маленькие. Дополнять и оформлять композицию. Развивать желание трудится

для получения результата; чувство радости от полученного результата.
Закреплять название сказки «Сказка о царе Салтане», автора Александра
Сергеевича Пушкина.
Картон тёмных сиреневых, синих, голубых тонов с наклеенными разного цвета
волнами, макет лебедя белого цвета, полосы разных размеров (большие, средние,
маленькие) -по 10 шт, звёзды, луна, корона из фольгированной бумаги,
фломастеры черного и красного цвета, , клей ПВА, кисти для клея, баночки для
клея, тряпочки для клея, клеёнки, тарелочки. Образец.
Октябрь
3неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа

Лепка.
Тема: «Лебедь».
Цель: Формировать умение создавать лебедя из природного материала шишки и
пластилина. Учить лепить шею лебедя путём раскатывания пластилина между
ладоней, загибая на конце – для создания головы лебедя, дополнять: (клюв,
глаза, крылья).
Пластилин белого или серого цвета, красного для клюва, черного или синего для
глаз. Шишки по 1 на каждого ребёнка, стека. Доска для лепки.
Образец.
Октябрь
3неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Лепка.
Тема: «Сова».
Цель: Формировать умение у детей лепить птицу из природных материалов,
соблюдая расположение и соотношение частей тела. Продолжать учить
пользоваться стекой. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание.
Пластилин белого разного цвета. Шишки по 1 на каждого ребёнка, стека. Доска
для лепки.
Образец.
Октябрь
4 неделя

1 НОД

2 младшая и средняя группа
Рисование. Техника «Метод тычка».
Тема: «Веточка Облепихи».
Цель: Формировать умение у детей рисовать веточки облепихи методом тычка.
Закреплять оранжевый цвет. Воспитывать у детей усидчивость, стремление
работать до конца.
Лист бумаги голубого цвета Ф А- 5 с нарисованной веточкой облепихи, гуашь –
зелёного и оранжевого цвета, баночки с водой, кисти тонкие, ватные палочки,
клеёнки. Образец. Живая веточка облепихи.
Октябрь
4неделя
1 НОД

старшая и подготовит группа.
Аппликация из скатанных салфеток.
Тема: «Облепиха».
Цель: Познакомить детей со способом скатывания шариков из цветных
салфеток. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, доводить работу до
конца.
Раскраска с веточкой облепихи, квадратики из салфеток –коричневого,
оранжевого и зелёного цвета (создать коричневый можно путём закрашивания
салфетки гуашью), клей ПВА с тонким колпачком для струйного наклеивания.
Образец.
Октябрь
4неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа

Аппликация из ладошек.
Тема: «Ёжик».
Цель: Познакомить детей с методом аппликации из ладошек. Формировать и
закреплять умение наклеивать. Развивать чувство композиции, дополнять работу
вырезанными предметами: (яблоком, грибочком, сухим живым листом),
дорисовывать глаза, раскрашивать носик.

Вырезанный макет ёжика, вырезанные ладошки из тонированной плотной
бумаги, фломастер чёрного или коричневого цвета, клей, баночка для клея, кисть
для клея, тряпочки, клеёнки, тарелочки, клей ПВА.
Октябрь
4неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Аппликация из ладошек.
Тема: «Птица».
Цель: Познакомить детей с методом аппликации из ладошек. Формировать
умение обводить и вырезать по контуру нарисованную ладошку. Приклеивать,
дополнять. Развивать усидчивость, доводить свою работу до конца.
Вырезанное тело птицы, квадраты из тонированной плотной бумаги 12 см на 12
см, ножницы, карандаш, фломастер чёрного или коричневого цвета, клей,
баночка для клея, кисть для клея, тряпочки, клеёнки, тарелочки, клей ПВА.
Ноябрь 1неделя
1 НОД. Животные
2 младшая и средняя группа.

Пластилинография «Хендгам»
Тема: «Поросёнок».
Цель: Познакомить с новым методом пластилинографии из хендгама.
Формировать умение размазывать хендгам по картинке, незаходя за контур.
Раскраска на цветном фоне - поросёнок - ¼ часть от формата
А-4, хендгам розового цвета, влажные салфетки. Образец.
Игрушка поросёнок.
Ноябрь 1неделя
1 НОД.
старшая и подготовит группа.

Рисование - губкой.
Тема: «Кошка»

Цели: Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисовании –
губкой. Воспитывать наблюдательность, доброе отношение к домашним
животным
Познакомить с новым жанром живописи – анималистическим.
Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность
картинки с изображением кошек; альбомные листы бумаги, гуашь, палитра,
кисточки, губки для рисования. Образец. Игрушка котёнок.
Ноябрь 1неделя
2 НОД

2 младшая и средняя группа
Аппликация из ваты.
Тема: « Кошка»
Цель: Познакомить детей с аппликации из ваты. Учить отрывать от большого
куска ваты маленькие кусочки, скатывать между ладоней и наклеивать на
контур. Развивать у детей чувство радости, хорошее отношение к домашним
питомцам.
Вырезанный из картона силуэт котёнка – по 1 на каждого ребёнка, вата, тарелка,
клей ПВА, кисть для клея, баночка для клея, клеёнка, влажные салфетки.
Игрушка белого котёнка. Образец.
Ноябрь 1неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа.

Аппликация из ваты.
Тема: « Барашек»
Цель: Познакомить детей с аппликации из ваты, отрывать от большого куска
ваты маленькие кусочки, скатывать между ладоней и наклеивать на контур.
Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, прививать стремление доделывать
свою работу до конца.
Вырезанный из картона силуэт барашка, вата, тарелка, клей ПВА, кисть для
клея, баночка для клея, влажные салфетки, клеёнка. Образец.
Ноябрь 2неделя
1 НОД.
2 младшая и средняя группа.

Рисование. Техника «Кляксография».
Тема: «Деревья»
Цель: Познакомить детей с новой техникой – кляксографией. Формировать
навык рисовать при помощи выдувания кляксы через трубочку на листе бумаги,
создавая форму дерева. Учить дуть в трубочку – потихоньку.
Бумага с нарисованным фоном Ф А- 4, гуашь коричневого, сиреневого, цвета,
жёлтого для солнца, трубочки по 2 на каждого ребёнка, баночки палитры с
гуашью, клеёнки, тонкие кисти, тряпочки, влажные салфетки. Образцы.
Ноябрь 2неделя
1 НОД.
старшая и подготовит группа.

Рисование. Техника «Кляксография».
Тема: «Деревья»
Цель: Познакомить детей с новой техникой – кляксографией. Формировать
навык рисовать при помощи выдувания кляксы через трубочку на листе бумаги,
создавая форму дерева. Учить дуть в трубочку – потихоньку.
Бумага с нарисованным фоном Ф А- 4, гуашь коричневого, сиреневого, цвета,
жёлтого для солнца, трубочки по 2 на каждого ребёнка, баночки палитры с
гуашью, клеёнки, тонкие кисти, тряпочки, влажные салфетки. Образцы.
Ноябрь 2неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа.

Объёмна аппликация - техника «Распушивание салфетки»
Тема: «Цыплёнок».
Цель: Познакомить детей с техникой - распушивания салфетки, создавать из них
силуэт цыплёнка, дополнять – дорисовкой. Развивать мелкую моторику рук,
стремление довести начатое до конца.

Картон голубого цвета Ф А- 5, 2 круга салфеток скрепленные стиплиром,
вырезанные лапки, красный клюв, красный хохолок, черный кружок для глаза,
клей ПВА, кисти для клея, баночки для клея, клеёнки. Образец.
Игрушка цыплёнок.
Ноябрь 2неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Объёмная аппликация - техника «Распушивание»
Тема: «Цыплёнок».
Цель: Познакомить детей с техникой - распушивания , создавать из них силуэт
цыплёнка, дополнять – наклеиванием частей . Развивать мелкую моторику рук,
стремление довести начатое до конца.
1 большой круг из гофрированной бумаги d -6 см скреплённый стиплиром и
разрезанный по краям круга небольшими надрезами, вырезанные лапки, красный
клюв, красный хохолок, черный кружок для глаза, клей ПВА, кисти для клея,
баночки для клея, клеёнки. Образец.
Ноябрь 3неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа

Рисование - вилкой + аппликация.
Тема «Портрет белого медведь»
Цель: Познакомить с новой техникой рисования вилкой, путём примакивания
вилки в краску и нанося на бумагу по кругу, создавая голову медведя. Развивать
фантазию, вызывать радость от работы, показать детям другие работы этой
выполненные в этой технике. (Зайчик, лев, собачка, ёжик).
Пластмассовые вилки, гуашь белого цвета, квадрат плотной бумаги
тонированной голубого цвета
20 см на 20 см, гуашь черного цвета для глаз и носа, тарелочки, влажные
салфетки. Картинки белого медведя Образцы белого медведя и других животных
выполненные в этой технике. (Зайчик, лев, собачка, ёжик).
Ноябрь 3неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа.

Рисование - вилкой + аппликация.
Тема «Портрет цыплёнка»
Цель: Познакомить с новой техникой рисования вилкой, путём примакивания
вилки в краску и нанося на бумагу по кругу, создавая портрет цыплёнка .
Развивать фантазию, вызывать радость от работы, показать детям другие работы
этой выполненные в этой технике. (Зайчик, лев, собачка, медведь, ёжик).
Бумага плотная тонированная разным, но однотонным цветом 20 см на 20 см,
пластмассовые вилки, тарелочки для обмакивания вилки, гуашь оранжевого
цвета, коричневый для глаз и носа. Образец цыплёнка. Образцы других
животных, выполненные в этой технике. (Зайчик, лев, собачка, медведь, ёжик).
Ноябрь 3неделя
2 НОД

2 младшая и сред няя группа
Лепка из природного материала.
Тема: Дикие животные»
Цель: Формировать умение создавать поделки – дикие животные из природных
материалов (шишек) по наглядным образцам, по желанию детей. Продолжать
формировать лепить разными приёмами лепки.
Карточки – образцы (с разными изображениями животных из шишек и
пластилина), шишки разные, пластилин разный, стека.
Ноябрь 3неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Лепка из природного материала.
Тема: Дикие животные»
Цель: Формировать умение создавать поделки – дикие животные из природных
материалов (шишек, веточек) по наглядным образцам, по желанию. Закреплять
умение лепить из пластилина разными методами по необходимости.
Карточки - образцы (с разными изображениями животных из шишек и
пластилина), шишки разные, пластилин разный, стека.
Ноябрь 4неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа

Аппликация из круп и лапши.
Тема: «Мамин портрет».
Цель: Формировать умение украшать силуэт портрета крупами - плечевая часть,
волосы - лапшой заполняя поверхность головы, оформлять лицо – (глаза, брови,
нос, рот), украшать шею бусами. Вызывать желание создать подарок – поделку
для своей мамы.
Вырезанный силуэт портрета телесного цвета, приклеенный на основу - цветного
картона, фасоль – для глаз, лапша в гнёздах – для волос, палочки гвоздики – для
заколки и бус мамы, тонкие изогнутые веточки для бровей и рта, упаковочная
бумага - для плечевой части, клей «Титан». Образец.
Ноябрь 4неделя
1 НОД

старшая и подготовит группа
Аппликация из круп и лапши.
Тема: «Мамин портрет».
Цель: Формировать умение украшать силуэт портрета крупами - плечевая часть,
волосы - лапшой заполняя поверхность головы, оформлять лицо – (глаза, брови,
нос, рот), украшать шею бусами. Вызывать желание создать подарок – поделку
для своей мамы.
Вырезанный силуэт портрета телесного цвета, приклеенный на основу - цветного
картона, фасоль – для глаз, лапша в гнёздах – для волос, палочки гвоздики – для
заколки и бус мамы, тонкие изогнутые веточки для бровей и рта, упаковочная
бумага - для плечевой части, клей «Титан». Образец.
Ноябрь 4неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа

Объёмная аппликация из полос ко дню матери
Тема: «Ваза с ромашками».
Цель: Познакомить детей с методом аппликации из полос бумаги, путём
склеивания краёв. Формировать умение наносить клей карандаш только на края
полосок и приклеить прижимая пальцами. Развивать творческую активность
детей, воспитывать понимание прекрасного в искусстве, формировать
эстетическое восприятие и художественный вкус при выполнении работы.

Цветной картон, с наклеенной вазой из фольгированной бумаги, полоски белой
бумаги 1 см на 10 см – 42 шт. на каждого ребёнка, клей карандаш, 3 круга
радиусом 3 см, скатанные салфетки жёлтого цвета - для сердцевинки цветка,
вырезанные и прогофрированные листочки, клей карандаш, клеёнки, влажные
салфетки. Образец.
Ноябрь 4неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Объёмная аппликация из полос ко дню матери
Тема: «Ваза с цветами».
Цель: Познакомить детей с методом аппликации из полос бумаги, путём
склеивания краёв. Формировать умение разрезать бумагу на полоски,
приклеивать их с внешней стороны, соблюдать правило безопасности в работе с
ножницами, продолжать аккуратно наклеивать вкруговую на круги, создавая
объёмный цветок.
Цветной картон, с наклеенной вазой из фольгированной бумаги, 21 полоска на
каждого ребёнка красного цвета размером 10 см на 1 см, склеенные с внешней
стороны, бумага жёлтого цвета 10 см длины и разлинована на полоски в 1 см, 3
готовые серединки полоски склеенные в кольцо, бабочка наклейка для
украшения, листочки вырезанные и прогофрированные по 3 на каждого ребёнка,
клей карандаш, клеёнки, влажные салфетки. Образец.
Декабрь.
1неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа

Рисование солью.
Тема: «Зимний пейзаж».
Цель: Формировать способности детей рисовать картинку с помощью соли,
нанося предварительно на основу – картонку клей ПВА из флакона тонкой
струйкой. Развивать чувство композиции, отображать к рисунке впечатление с
наблюдений за природой.
Картон - синего, фиалетового или голубого цветов по 1 на каждого ребёнка,
тарелочка с солью, флакон с ПВА , с тонком колпачком для тонкого струйного
рисования. Образец.

Декабрь.
1неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа.

Рисование солью.
Тема: «Зимний пейзаж».
Цель: Формировать способности детей рисовать картинку с помощью соли,
нанося предварительно на основу – картонку клей ПВА из флакона тонкой
струйкой. Развивать чувство композиции, отображать к рисунке впечатление с
наблюдений за природой.
Картон - синего, фиалетового или голубого цветов по 1 на каждого ребёнка,
тарелочка с солью, флакон с ПВА , с тонком колпачком для тонкого струйного
рисования. Образец.
Декабрь.
1неделя
2НОД
2 младшая и средняя группа.

Аппликация.
Тема: «Украшение шапки».
Цели: Продолжать формировать навык у детей вырезать круги из квадрата –
путём срезания углов и скругляя их, треугольники из квадрата - путём
разрезания по диагонали. Закреплять геометрические фигуры, цвета, облюдать
правила роботы с ножницами. Развивать чувство композиции
Шаблон шапки с помпоном, на каждого ребёнка, ножницы, клей ПВА, кисти,
баночки с клеем, тряпочки, клеёнки, квадраты разных величин, разных цветов.
Декабрь.
1неделя
2 НОД

старшая и подготовит группа
Аппликация из веера.
Тема: «Барыня в красивом платье».
Цель: Познакомить с новым видом аппликации из веера. Формировать умение у
детей гофрировать бумагу, оформлять и дополнять аппликацию. Закреплять
навык аккуратного наклеивания.

Развивать чувство композиции. Вызывать радость.
2 лист цветной бумаги Ф А- 4, А- 5, треугольник из разноцветного картина,
вырезанные цветочки из фольгированной бумаги, кружок – лицо , из телесной
или белой бумаги, части для оформления лица (глаза, нос, рот, волосы), клей
карандаш влажные салфетки. Образец.
Декабрь.
2неделя
1НОД
2 младшая и средняя группа.

Рисование в технике «Граттаж».
Тема: «Мороз рисует на окне».
Цель: Познакомить детей с техникой рисования с помощью воска или восковых
карандашей с последовательной тонировкой всего листа гуашью голубого или
сиреневого цвета. Закреплять цвета холодного оттенка. Развивать чувство
композиции.
Лист бумаги для акварели фА-4, тонкие свечи, или восковый мелок белого цвета,
гуашь голубого или сиреневого. Синего цвета, кисти толстые для тонировки
всего листа, баночки с водой, салфетки. Образец.
Декабрь.
2неделя
1НОД
старшая и подготовит группа.

Рисование в технике «Граттаж»
Тема: «Мороз рисует на окне».
Цель: Познакомить детей с техникой рисования с помощью воска или восковых
карандашей с последовательной тонировкой всего листа гуашью голубого или
сиреневого цвета. Закреплять цвета холодного оттенка. Развивать чувство
композиции.
Лист бумаги для акварели фА-4, тонкие свечи, или восковый мелок белого цвета,
гуашь голубого или сиреневого. Синего цвета, кисти толстые для тонировки
всего листа, баночки с водой, салфетки. Образец.
Декабрь.
2неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа.

Аппликация объёмная
Тема: «Снегири и синички».
Цель: Формировать умение у детей оформлять птиц синиц и снегирей;
закреплять умение вырезать круг из квадрата путём срезания углов; наносить
слей, приклеивать. Развивать чувство заботы о зимующих птицах.
Круги из картина красного и жёлтого цвета d – 10 см, квадрат 6см на 6см ,
полоска 5 см на 2 см, треугольник для клюва, клей ПВА, ножницы, кисти для
клея. Образец.
Декабрь.
2неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Оригами.
Тема: «Птицы на ветке».
Цель: Формировать умение создавать оригами путём сгибаний бумаги по схеме
для создания птиц. Развивать стремление и желание заботится о птицах.
Квадрат из бумаги со сторонами красного и черного; жёлтого и голубого, схема
сбора птиц, картон с наклеенной веткой. Клей ПВА. Образец. Схема.
Декабрь.
3неделя
1НОД
2 младшая и средняя группа.

Пластилинография из пластилина
Тема: «Зимняя картинка».
Цели: Формировать умение у детей размазывать пластилин по контуру,
подбирая правильные цвета. Закреплять навык работы со стекой. Развивать
чувство композиции.
Вырезанный круг из картина синего цвета с обведёнными ручкой силуэтами
снеговика, снега и ёлки, пластилин, стека. Образец.

Декабрь.
3неделя
1НОД
старшая и подготовит группа.

Пластилинография из хендгама.
Тема: «Снеговик»
Цель: Познакомить детей с техникой хендгам, формировать умение размазывать
по контуру. Развивать творчество, усидчивость. Вызывать радость от
проделанной работы.
Раскраска снеговика из плотной бумаги ¼ от Ф А- 4, хендгам голубого цвета,
красного, носик из хендгама заранее изготовленный и высушенный в форме
моркови. Образец.
Декабрь.
3неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа

Аппликация техникой «Торцевание».
Тема: «Снежинка»
Цель: Познакомить с новой техникой торцевание, закругляя квадратики
салфетки на кончике карандаша и наклеивать на намазанную клеем часть
снежинки. Развивать чувство радости за предстоящий праздник Новый год.
Макет снежинки 1 /4 от Ф А – 4 , квадратики из салфетки белого или голубого
цвета, карандаш, клей ПВА. Образец.
Декабрь.
3неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа.

Аппликация техникой «Торцевание».
Тема: «Снежинка».
Цель: Познакомить с новой техникой торцевание, закругляя квадратики
салфетки на кончике карандаша и наклеивать на намазанную клеем часть
снежинки. Развивать чувство радости за предстоящий праздник Новый год.

Макет снежинки 1/4 от Ф А – 4 , квадратики из салфетки белого или голубого
цвета, карандаш, клей ПВА. Образец.
Декабрь.
4неделя
1НОД

2 младшая и средняя группа.
Аппликация с использованием ватных дисков
Тема: «Дед Мороз».
Цель: Формировать у детей способность создавать аппликацию с
использованием ватных дисков; правильно располагать все части; наклеивать
части с противоположной стороны. Развивать усидчивость.
Круг розового цвета диаметром 7 см, ватные диски 10 шт, половина круга
красного цвета от диаметром 7 см. верёвочка, полоска белая 14 см на 1,5 см, 2
кружка для глаза – черного цвета, 1 кружок для носа – красного цвета.
Декабрь.
4неделя
1НОД

старшая и под готовит группа.
Оригами.
«Дед Мороз».
Цель: Формировать умение конструирование из бумаги по схеме создавая
деда Мороза, оформлять - дорисовывая лицевую часть.
Развивать мелкую моторику рук, творчество.
Схема. Односторонний квадрат красной бумаги, фломастеры. Образец.
Декабрь.
4неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа

Аппликация из полос.
Тема: «-Петушок».
Цель: Формировать навык разрезания бумаги на полоски, склеивая концы полос,
закреплять умение наклеивать на основу, правильно держать ножницы,

закреплять технику безопасности работы с ножницами. Развивать чувство
композиции.
Вырезанная основа тела петушка, 4 полоски 1 см на 12 см голубого, красного,
фиолетового, желтого цвета, вырезанные части клюва и бородки, прямоугольник
красного цвета 3 см на 6 см разлинованного на полоски по 1 см, полоски на
красного и синего цвета 1 см на 6 см, клей карандаш. Образец.
Декабрь.
4неделя
2НОД
старшая и подготовит группа.

Аппликация.
Тема: «Петушок».
Цель: Формировать умение оформлять части тела петуха, разрезать полосы для
хвоста, развивать навык работы с ножницами, с клеем.
Силуэт петуха из белой бумаги, дети красят красной гуашью гребешок и
подбородок, жёлтый гофрированный прямоугольник для крыла, разные полосы
из гофрированной разноцветной бумаги, клей ПВА, ножницы, чёрный
фломастер. Образец.
Январь
2 неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа

Аппликация обрыванием
Тема: «Рождественская свечка».
Цель: Продолжать знакомить детей с техникой обрыванием, развивать мелкую
моторику рук, формировать умение наклеивать мелкие детали на рисунок не
заходя за контур, правильно подбирать цвета, формировать навык в работе с
клеем.
Основа рисунка «Рождественская свечка», цветная бумага: (жёлтого,
оранжевого, зелёного, красного) цвета, клей ПВА, кисти для клея, баночки для
клея, тряпочки для промакивания клея, клеёнки. Образец.
Январь
2 неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа

Аппликация веером
Тема: «Рождественский ангел».
Цель: Формировать умение гофрировать бумагу способом загиба бумаги на
небольшие полосы чередуя вправо и влево, создавать аппликации из
прогофрированной бумаги. Развивать усидчивость, целеустремлённость.
Картон холодных синих тонов, бумага белая размером 10 см на 30 см, квадрат
белой бумаги 7 см , крылья из белой бумаги вырезанные волнистыми
ножницами, звёзды из фольги или пайетки, , клей ПВА, кисти для клея, баночки
для клея, тряпочки для промакивания клея, клеёнки. Образец.
Январь
2 неделя
2 НОД

2 младшая и средняя группа
Рисование.
Тема: «Зимний пейзаж».
Цель: Формировать у детей навык рисовать белой краской зимний пейзаж: дома,
деревья, звёзды, снег, который дети наблюдали на прогулке. Развивать
фантазию, творчество.
Лист бумаги Ф А- 4 холодных голубых тонов, гуашь белая, кисть тонкая,
баночки для воды, тряпочка, клеёнка. Образец.
Январь
2 неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Рисование.
Тема: «Зимний пейзаж».
Цель: Развивать у детей фантазию, задумывая свой рисунок, полагаясь на
наблюдения во время прогулок, формировать умение располагать свой рисунок,
подбирать правильную палитру цветов, украшать рисунок, белым снегом
пользуясь приёмом тычка ватной палочкой. Развивать чувство красоты и любовь
к природе.
Лист бумаги Ф А- 4 холодных голубых тонов, гуашь белая, коричневая, зелёная,
черная, кисть тонкая, палочка ватная, баночка с воды, тряпочка, клеёнка.
Образец.

Январь
3неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа

Пластилинография.
Тема: «Домики».
Цель: Формировать умение размазывать пластилин по контуру, убирать стекой
лишний пластилин, украшать композицию разными способами. Развивать
мелкую моторику пальцев, дополнять, украшать композицию.
Вырезанные домики из картина от четверти Ф А- 4, пластилин разного цвета,
стеки, доски для лепки, тряпочки .Образцы.
Январь
3 неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа

Пластилинография.
Тема: «Домики»
Цель: Продолжать учить раскатывать из шариков столбики и составлять из них
задуманный предмет. Закреплять умение соединять части, прижимая их друг, к
другу, обрезать стекой лишние части. Развивать мелкую моторику пальцев,
дополнять, украшать композицию разными элементами (мелкими сплющенными
шариками, волнистыми линиями из длинных столбиков.
Вырезанные домики из картина от четверти Ф А- 5, пластилин разного цвета,
стеки, доски для лепки, тряпочки. Образцы.
Январь
3 неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа

Рисование.
Тема: «Заяц – беляк».
Цель: Формировать умение рисовать зайца, используя алгоритм. Развивать
чувство наблюдательности, композиции. Закреплять навык у детей правильно
держать кисть, набирать краску на кисть немного, раскрашивать белой краской
не заходя за контур рисунка.

Бумага голубого. тонированного цвета, алгоритм рисования зайца ,карандаш
простой, гуашь белая, кисть широкая, баночки для воды, тряпочка, клеёнка.
Образец. Игрушка зайчик.
Январь
3 неделя
2 НОД

старшая и подготовит группа
Рисование по сказке
Тема: «Заюшкина избушка».
Цель: Формировать умение рисовать сюжет сказки; образное, пространственное
мышление и умение выразить свои впечатления от сказки «Заюшкина избушка».
Приучать к самостоятельности ответов и суждений. Развивать творческие
навыки, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Лист белой бумаги для акварели Ф А- 4,простые карандаши, ластики, краски
акварельные, палитра, кисти тонкие, баночки с водой, тряпочки, клеёнки,
иллюстрации сказки «Заюшкина избушка».
Январь
4 неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа.

Аппликация (украшение)
Тема: «Чайная пара».
Цель: Формировать умение украшать чайную пару способом наклеивания
кружков, Развивать чувство композиции; мелкую моторику рук, закреплять
навык работы с клеем.
Макеты чайной пары на каждого ребёнка, вырезанные кружки разного цвета,
клей ПВА, баночки для клея, кисти для клея, клеёнки, тряпочки для
промакивания клея. Образцы.
Январь
4 неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа

Рисование и аппликация.
Тема: «Чайные сервиз»

Цель: Формировать умение вырезать по контуру чайную пару, самостоятельно
выбирать способ украшения. Развивать самостоятельность, инициативу,
творческое воображение.
Салфетка вырезанная с закруглёнными краями на каждого ребёнка,
нарисованные чайник и кружка для вырезывания на каждого ребёнка, ножницы,
краски акварельные, кисти тонкие и широкие, баночки с водой, тряпочки для
промакивания, клеёнки, клей карандаш, салфетки разного цвета, цветная бумага
разного формата
Январь
4 неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа

Лепка.
Тема: «Ваза».
Цель: Формировать умение облеплять пластилином баночки –(вазочки),
используясь способ размазывания и налепливания разных форм (шара, колбаски,
волнистые , спиралиобразные элементы. Развивать самостоятельность в способе
украшения вазочки.
Баночки пластмассовые разных форм на каждого ребёнка
(от йогурта, сока), пластилин разных цветов (возможен мелкий бисер).
Январь
4 неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Лепка.
Тема: «Ваза с цветами».
Цель: Формировать умение облеплять пластилином баночки –(вазочки),
способом налепа колбасок разных цветов; создавать цветы (розы), путём
закручивания расплющенной колбаски, насаживать на палочки -(спички),
дополнять листочками. Развивать самостоятельность в способе украшения
вазочки – бисером, пайетки.
Широкая банка от крема, вырезанных пластиковых бутылок, пластилин разных
цветов, бисер, пайетки, спички для цветов.
Февраль.
1 неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа

Лепка из цветного солёного теста:
Тема: «Хлебобулочные изделия».
Цель: Формировать и закреплять умение у детей лепить из цветного солёного
теста хлебобулочные изделия по наглядным образцам разными способами; с
использованием фигурных формочек для теста.
Цветное солёное тесто, мука, фигурные формочки для лепки, посыпка (мак,
кунжут), наглядные иллюстрации - образцы хлебобулочных изделий по 1 -2 на
каждого ребёнка по выбору детей
Февраль.
1 неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа

Лепка из цветного солёного теста:
Тема: «Хлебобулочные изделия»
Цель: Закреплять навык у детей лепить хлебобулочные изделия из окрашенного
и неокрашенного солёного теста, по наглядным образцам разными способами.
Цветное солёное тесто, мука, фигурные формочки для лепки, посыпка (мак,
кунжут), наглядные - иллюстрации образцы хлебобулочных изделий по 1 -2 на
каждого ребёнка по выбору детей
Февраль.
1 неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа

Рисование отпечатками картофеля.
Тема: «Мороженное».
Цель: Закреплять умение у детей создавать рисунок мороженного двумя
разными способами: вафельный рожок прямыми полосками сверху вниз, с права
на лево; мороженное отпечатками картофеля.
Раскраска на Ф А -5, гуашь оранжевого и желтого цветов, тонкие кисти, мелкий
картофель, разрезанный пополам, тарелочки с гуашью разного цвета:
(коричневого, белого, розового, зелёного)цвета, баночки с водой, клеёнки.
Образцы.
Февраль.

1 неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа.

Рисование восковыми мелками.
Тема: «Торт на день рождение».
Цель: Продолжать развивать у детей умение рисовать несложные рисунки,
состоящие из прямых, овальных, и волнистых линий; умение задумывать свой
рисунок, развивать воображение, мелкую моторику рук; формировать умение
правильно держать мелок. Поднимать хорошее настроение.
Лист бумаги Ф А- 4, восковые мелки, клеёнка, образцы.
Февраль.
2 неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа.

Аппликация методом «Торцевания»
Тема: «Русский орнамент»
Цель: Продолжать знакомить с техникой торцевание, закругляя квадратики
салфетки на кончике карандаша и наклеивать на намазанную клеем часть
орнамента. Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, композиции.
Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к русскому народу и
искусству.
Раскраски русских народных орнаментов Ф А – 4 на плотной бумаге, квадраты
из гофрированной бумаги или салфетки размером 2 см на 2 см, разных цветов,
бутылочки клея ПВА с тонким горлышком для каждого ребёнка, карандаш с
неострым заточенным концом (чтобы не протыкать квадратик).
Образцы.
Февраль.
2 неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа

Аппликация с усложнением.
Тема: «Русский народный костюм».
Цель: Формировать умение у детей вырезать части одежды на цветной бумаге
сложенной вдвое по обведённому контуру. Продолжать формировать у детей
навык правильно держать ножницы, ровно вырезывать по линии. Развивать
мелкую моторику рук, чувство цвета, композиции. Воспитывать нравственно –
эстетическое отношение к русскому народу и искусству.
Цветная бумага сложенная вдвое с обведённой одеждой на половину (вторая
часть получается при вырезывании). Жёлтая для верха платья, голубая для низа
юбки, фиолетовая для верха юбки, бардовая для головы, вырезанные полоски
голубого цвета для украшения одежды и ладони жёлтого цвета, ножницы, клей
ПВА, кисти для клея, баночки для клея, тряпочки, клеёнки, белая или
тонированная бумага основа. Образец.
Февраль.
2 неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа

Рисование солью
Тема: «Туесок с орнаментами».
Цель: Продолжать знакомить детей с рисованием солью; развивать мелкую
моторику рук, чувство композиции. Вызывать радостные эмоции.
Раскраска на плотной тонированной бумаги Ф А 4, бутылочки клея ПВА с
тонким горлышком для каждого ребёнка, цветная морская соль. Образец.
Февраль.
2 неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Аппликация из ткани
Тема: «Башкирская юрта».
Цель: Познакомить детей с новой техникой - аппликацией из ткани.

Формировать умение правильно располагать части ткани для создания юрты,
наклеивать ткань на основу, украшать, дополнять юрту. Развивать усидчивость,
доводить работы до конца.
Картон основа для наклеивания непринуждённых тонов Ф А -4, вырезанная юрта
и дополнительные части для склеивания на каждого ребёнка, бутылочки клея
ПВА с тонким горлышком для каждого ребёнка, клеёнка. Образец.
Февраль.
3 неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа

Музыкальные инструменты из бросового материала (трубочки для
коктейля).
Тема: «Флейта».
Цель: Формировать способности детей делать флейту из трубочек. Разрезать
трубочки по намеченным отсекам, сравнивать отрезанную трубочку с целой и
отрезать её, так, чтобы одного размера получалось по 2. Закреплять счёт,
внимательность. Формировать способности работать ножницами, липкой лентой
или скотчем.
16 трубочек для коктейля с нарисованной полоской на 8 трубочках разной длины
на каждого ребёнка, липкая лента или скотч, ножницы
Февраль.
3 неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа

Музыкальный инструмент из бросового материала (гофрированный
картон, железная пробка).
Тема: «Пальчиковый кастаньет».
Цель: Развивать желание у детей создавать музыкальные инструменты своими
руками из бросового материала. Формировать способности украшать кастаньет
по желанию. Радоваться созданному инструменту, развивать способность играть
на нём. Продолжать развивать мелкую моторику рук, тактильный - звучащий
слух.
Плотный гофрированный картон, ножницы, 2 железные пробки на каждого
ребёнка, клей титан, гуашь, кисти, банки с водой, влажные салфетки, клеёнки.
Образцы.
Февраль.
3 неделя

2 НОД
2 младшая и средняя группа

Украшение бисером.
Тема: «Ложка в бусинках»
Цель: Знакомить детей с приёмом декоративной лепки. Формировать
способность облеплять ложку пластилином, выбирая при этом любой яркий
цвет, украшать мелкими бусинами, бисером, путём вдавливания в пластилин.
Вызывать чувство радости созданным поделкам. Закреплять безопасность в
работе с мелкими предметами.
Пластмассовые ложки на каждого ребёнка, пластилин ярких цветов, бисер.
Мелкие бусины. Образец.
Февраль.
3 неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Украшение бисером.
Тема: «Ложка с бусинками»
Цель: Знакомить детей с приёмом декоративной лепки. Формировать
способность облеплять ложку пластилином, выбирая при этом любой яркий
цвет, украшать мелкими бусинами, бисером, путём вдавливания в пластилин.
Вызывать чувство радости созданным поделкам. Закреплять безопасность в
работе с мелкими предметами.
Пластмассовые ложки на каждого ребёнка, пластилин ярких цветов, бисер.
Мелкие бусины. Образец.
Февраль.
4 неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа

Лепка с использованием природного материала (шишки)
Тема: «Вертолёт».
Цель: Формировать способность создавать поделки, используя природный
материал (шишки). Развивать умение отделять нужные части от куска

пластилина, использовать стеку, пользоваться знакомыми приёмами лепки
(скатывание круговыми движениями в шар, раскатывание в небольшую колбаску
между ладоней, расплющивание).
Еловая шишка на каждого ребёнка, пластилин. Доска для лепки. Образец.
Февраль.
4 неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа

Лепка с использованием бросового материала (спичечный коробок).
Тема: «Танк».
Цель: Развивать желание создавать военную поделку из бросового материала
(спичечного коробка) и пластилина. Закреплять знакомые навыки работы с
пластилином: расщепление одинаковых частей от куска пластилина,
использование при этом стеку; скатывание частей в шар, пользоваться приёмом
налепа. Дополнять верхнюю часть танка.
Спичечный коробок для каждого ребёнка, пластилин, стеки, доски для лепки.
Образец.
Февраль.
4 неделя
2 НОД

2 младшая и средняя группа
Аппликация из гофрированного картона.
Тема: «Плывёт, плывёт кораблик».
Цель: Формировать умение детей создавать аппликацию из гофрированного
картона; пользоваться клеем карандаш; определять размер парусов (больше,
меньше). Продолжать развивать чувство композиции.
Вырезанные части из гофрированного картона для аппликации на каждого
ребёнка, клей карандаш, клеёнка, плотная тонированная бумага для основы Ф А
-4, полоски для украшения рамки. Образец.
Февраль.
4 неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Объёмная аппликация.
Тема: «Самолёт».

Цель: Продолжать создавать изделия и поделки из бросовых материалов
(спичечного коробка) с использование картона и цветной бумаги, продолжать
формировать навык вырезывания. Развивать усидчивость. Расширять
представление детей о военной технике (пехота, морская, воздушная).
Спичечный коробок для каждого ребёнка, картон синего и зелёного цвета с
обведёнными крыльями, ножницы, вырезанные части хвоста самолёта,
пропеллера, клей титан, клей карандаш, украшение для самолёта – звёзды.
Образец.
Март
1 неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа

Оригами.
Тема: «Цветок для мамы».
Цель: Познакомить детей с техникой - оригами. Формировать умение сгибать
стороны кружка, к центру нижней стороны соединяя концы создавая
треугольник. Развивать умение создавать композицию из готовых деталей.
Расширять представление о предстоящем празднике 8 марта.
Цветная тонированная бумага или картон согнутая или разрезанная пополам с
обратной стороны стихи для мамы с поздравлениями от детей. Кружки
диаметром 3 см – 6 шт – ярких цветов дл я цветка, 2 кружка диаметром 3 см
зелёного цвета для листьев, 1 зелёный стебелёк, клей ПВА баночки для клея.
кисти для клея, тряпочки, клеёнки. Образец.
Март
1 неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа

Квиллинг .
Тема: «Розы для мамы».
Цель: Познакомить детей с новой техникой - квиллинг. Формировать умение
разрезать кружок спиралью, закручивать, создавая бутон розы, склеивать
собранные концы в центре на оставшемся кружке. Развивать умение создавать
композицию из заготовок. Расширять словарный запас; представление о
Международном Женском празднике.
Цветная тонированная бумага или картон согнутая или разрезанная пополам с
обратной стороны стихи для мамы с поздравлениями от детей. Кружки разным
диаметром, разных цветов характерным цвету - роз 5 – 7 шт для каждого

ребёнка, ножницы прямые или с волнистым срезом, листочки можно
прогофрировать, клей ПВА баночки для клея. кисти для клея, тряпочки, клеёнки.
Образец.
Март
1 неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа

Отпечатки ладошками.
Тема: Букет для мамочки любимой».
Цель: Продолжать формировать умение у детей создавать рисунки с помощью
отпечатка своих ладошек. Развивать умение дополнять свой рисунок
дорисовывая стебли и листья. Развивать чувство композиции.
Бумага белая Ф А- 4, тарелочки с розовой, жёлтой гуашью, краски акварельные,
кисти тонкие, баночки с водой, тряпочки, клеёнки. Образец.
Март
1 неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Рисование в технике «Монотипия».
Тема: Букет для мамочки любимой».
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – монотипией.
Формировать умение работать с красками. Развивать творческое воображение,
мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.
Лист тонированной бумаги, краски акварельные, кисти тонкие и средние для
рисования. Баночки с водой тряпочки, клеёнки.
Образец.
Рисунок (его половина, или часть) рисуется на ½ листе бумаги у линии сгиба.
При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на
другой его части.
Март
2 неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа

Лепка из пластилина .
Тема: «Сосульки на крыше дома»
Цель: Формировать умение у детей лепить и прилеплять сосульки из пластилина
путём раскатывания колбаски между ладоней и заостряя нижний конец
сосульки; распределять сосульки по краю крыши. Развивать мелкую моторику
рук, закреплять цвета. Расширять словарный запас (длинная, короткая).
Закрепить правила безопасного поведения на прогулке о сосульках.
Раскраска домик на плотной бумаги, цветные восковые мелки, карандаши по
желанию детей, пластилин белого и светло -серого цвета. Образцы.
Март
2 неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа.
Отпечатки ладошками.
Тема: «Розовые фламинго».
Цель: Продолжать формировать умение у детей создавать рисунки с помощью
отпечатка своих ладошек. Развивать умение дополнять свой рисунок
дорисовывая стебли и листья. Развивать чувство композиции.
Тонированная голубая бумага Ф А -4, тарелочки с розовой гуашью, краски
акварельные, кисти тонкие, баночки с водой, тряпочки, клеёнки. Образец.
Март
2 неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа.

Квиллинг.
Тема: «Дом на шариках».
Цель: Познакомить детей с техникой - квиллинг. Формировать умение у детей
закручивать полоски в тугую спираль, склеивать концы полоски, украшать
заготовками свою композицию. Закреплять цвета, чувство композиции,
усидчивость, мелкую моторику.
Плотная бумага с наклеенным домиком и верёвками, полоски цветного
гофрированного двух стороннего картона шириной 1 см, клей карандаш,
клеёнка, влажные салфетки. Образец.
Март

2 неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа.

Рисование ватной палочкой +Аппликация из карандашной стружки.
Тема: «Петушок».
Цель: Познакомить детей с новой техникой аппликации – с использованием
карандашной стружки. Формировать умение точить цветные карандаши для
создания стружки. Аккуратно наклеивать стружку на хвостовую часть петуха.
Закрашивать части петуха -методом тычка. Развивать мелкую моторику рук,
усидчивость, закреплять цвета.
Раскраски петушка на ¼ части листа от Ф А -4, цветные ненаточнные
карандаши, точилки, гуашь – красного и жёлтого цветов, клей -карандаш, ватные
палочки. Образец.
Март
3 неделя
1 НОД

2 младшая и средняя группа
Аппликация из ватных дисков
Тема: « Рыбки в аквариуме».
Цель: Познакомить детей с техникой аппликации из ватных дисков.
Формировать умение работать ножницами. Разрезать диск пополам, составлять
композицию, дополнять. Развивать стремление доделать свою работу до конца.
Тонированная бумага на белом картоне – для эффекта аквариума, ватные диски,
ножницы, клей ПВА с тонким горлышком, зелёные водоросли и камни из
любого материала можно использовать гофрированный картон. Образец.
Март
3 неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа

Квиллинг
Тема: «Аквариум с рыбками».

Цель: Продолжать знакомить детей с техникой квиллинг. Формировать умение
закручивать полоски цветной бумаги или гофрированного двухцветного картона
в свободный ролл, овал – скрепляя конец полоски клеем, создавать из готовых
частей рыбок и водоросли. Развивать моторику рук, усидчивость, чувство
композиции.
Картон с наклеенным аквариумом, полоски двухсторонней цветной бумаги,
можно гофрированный картон ширина полоски 1 см, клей карандаш, клеёнка,
влажные салфетки. Образец.
Март
3 неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа

Аппликация из ладошек.
Тема: «Сова».
Цель: Продолжать формировать умение создавать аппликацию из ладошек,
наклеивать ладошки только на ладони, обклеивать ими части тела совы.
Развивать навык работы с клеем, дополнять композицию (наклеивание глаз и
клюва), закрашивать ветку карандашом.
Картон чёрного цвета, вырезанные ладошки детей по 15 шт на каждого ребёнка,
два кружка желтого цвета - для глаз, карандаш коричневый, фломастер черный,
клюв коричевый, клей ПВА, кисти для клея, баночки для клея, клеёнки,
тряпочки. Образец.
Март
3 неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Аппликация из ватных дисков.
Тема: «Сова».
Цель: Познакомить детей с техникой аппликации из ватных дисков.
Формировать умение работать ножницами. Разрезать диск пополам, надрезать с
боков для создание перьев, составлять композицию, дополнять. Развивать
стремление доделать свою работу до конца.
Картон тёмных тонов, ватные диски по 3 шт на каждого ребёнка, вырезанная
веточка, звёзды, луна, вырезанные ушки, глазки, клюв, кисти для клея, клей
ПВА, клеёнки, баночки для клея. Образец.

Март
4 неделя
1 НОД
2 младшая и средняя группа

Лепка из пластилина.
Тема: «Комнатные цветы»
Цель: Формировать умение у детей лепить цветы по алгоритму. Закреплять
знакомые приёмы лепки; облеплять спичку или зубочистку пластилином и
закреплять к цветку.
Насаживать цветы в крышку с пластилином. Развивать чувство композиции
Пробки от бутылок разных цветов, зубочистки или спички по 3 или 5 штук,
пластилин коричневого или черного цвета для заполнения крышки, пластилин
разных цветов для лепки цветов и листьев, доска для лепки. Образец.
Март
4 неделя
1 НОД
старшая и подготовит группа

Лепка из пластилина.
Тема: «Кактус»
Цель: Формировать умение лепить кактус, состоящий из нескольких
частей, скрепляя их между собой, пользоваться приёмом раскатывания и
примазывания, делать дырочки на кактусе носиком карандаша или спички
для – эффекта колючек, дополнять кактус цветком.
Пластилин черного, коричневого, зелёного, красного цветов, доска для лепки,
стека, спички или карандаши с острым носиком. Образец.
Март
4 неделя
2 НОД
2 младшая и средняя группа

Рисование губкой.
Тема: «Нарциссы».

Цель: Познакомить детей с техникой рисования губкой. Формировать
умение у детей примакивать губку с набранной на неё жёлтую краской на
бумагу через трафарет, заполнять лист цветами, дорисовывать листья
кистью, украшать серединку нарциссов скатанными салфетками
оранжевого цвета. Развивать словарный запас – правильно называть
название цветка, строение цветка и его окраску.
Лист бумаги, трафарет цветка нарцисса на каждого ребёнка, тарелка с жёлтой
гуашью, губка, квадратики оранжевой салфетки, клей ПВА с тонким колпачком,
гуашь зеленого цвета, клеёнки, кисти тонкие. Образец.
Март
4 неделя
2 НОД
старшая и подготовит группа

Рисование: «Кляксография нитками».
Тема: «Цветы».
Цель: Познакомить и научить новому способу изображения цветов.
Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.
Развивать творческую индивидуальность.
Лист бумаги Ф А- 4, 3 тарелочки с гуашью разных цветов, 3 ниточки средней
толщины, кисти тонкие, гуашь зелёная, баночки с водой, тряпочки, клеёнки.
Образец.
Апрель.
1 неделя 1 НОД

2 младшая и средняя группа
Рисование крупой.
Тема: «Машина».
Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисование крупой. Развивать
целеустремлённость, мелкую моторику рук.
Раскраска машинка на плотной бумаги, 3 ёмкости с крупой (манка, гречка, рис),
Баночки с клеем ПВА, кисти для клея. клеёнки. Образец.
Апрель.
1 неделя 1 НОД
старшая и подготовит группа

Рисование нитками.
Тема: «Машина на дороге».
Цель: Познакомить и научить детей новому способу изображения. Формировать
умение наклеивать ниточки на силуэт удобными способами. Развивать мелкую
моторику, усидчивость, фантазию, воображение.
Картон основа с раскраской - машинка на дороге на тонированном листе бумаги
Ф А – 4, нитки шерстяные небольшие клубочки разных цветов, клей ПВА с
тонким горлышком. Образец.
Апрель.
1 неделя 2 НОД

2 младшая и средняя группа
Аппликация из ниток.
Тема: «Букет».
Цель: Познакомить и научить детей новому способу изображения. Формировать
умение наклеивать ниточки на силуэт удобными способами. Развивать мелкую
моторику, усидчивость, фантазию, воображение.
Картон основа с нарисованными цветами Ф А – 5, нитки шерстяные небольшие
клубочки разных цветов, клей ПВА с тонким горлышком. Образец.
Апрель.
1 неделя 2 НОД
старшая и подготовит группа

Оригами.
Тема: «Необычный светофор».
Цель: Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Формировать
умение сгибать квадрат пополам по диагонали; загибать края у
получившегося треугольника дополнять подрисовывая эмоции, Закреплять
значение цвета у светофора.
Основа картон с чёрным силуэтом светофора. 3 квадрата со сторонами 10 см
(красного, жёлтого, зелёного цвета), верёвочки для бантиков тех же цветов, клей
карандаш, влажные салфетки, фломастеры, клеёнки. Образец.
Схема.
Апрель.
2 неделя 1 НОД

2 младшая и средняя группа

Квиллинг.
Тема: «Пасхальное яйцо».
Цель: Познакомить детей с новой техникой - квиллинг. Формировать умение
разрезать кружок спиралью, закручивать, создавая бутон розы, склеивать
собранные концы в центре на оставшемся кружке. Развивать умение создавать
композицию из заготовок. Расширять словарный запас; представление о
Церковном празднике Пасха.
Овал из цветной тонированной бумагой наклеенный на картонный овал, кружки
разным диаметром, разных цветов характерным цвету - роз 3 шт для каждого
ребёнка, ножницы прямые или с волнистым срезом, листочки можно
прогофрировать, клей ПВА баночки для клея. кисти для клея, тряпочки, клеёнки.
Образец.
Для 2 мл группы - готовые розы.
Апрель.
2 неделя 1 НОД
старшая и подготовит группа

Аппликация с использованием манки и ваты.
Тема: «Светлая пасха».
Цель: Формировать умение у детей использовать для создания аппликации
разные материалы – вату, манку, посыпку. Развивать навык работы ножницами,
создавать овал - из прямоугольника срезая и скругляя углы; отщипывать вату
маленькими кусочками от большого, немного скатывать между ладоней,
наклеивать на основу предварительно капнув на неё клей. Развивать умение
создавать композицию из заготовок. Расширять словарный запас; представление
о Церковном празднике Пасха.
Бумага или картон основа, прямоугольник – коричневого цвета10 см на 14 см,
прямоугольники разных цветов размером 5 см на 7 см, вырезанный верх пасхи –
из белой бумаги, вырезанная тарелка, манка, посыпка, вата, коричневый
фломастер или карандаш, баночки с клеем, кисти для клея, клеёнка. Образец.
Апрель.
2 неделя 2 НОД
2 младшая и средняя группа

Рисование набрызгом
Тема: «Космос».
Цель: Познакомить детей с новым методом рисования набрызгом. Формировать
умение тонировать лист бумаги разными красками, обрызгивать тонированный
лист белой краской - зубной чёткой, рисовать планеты круглой формы разных
размеров Закреплять слова больше – меньше. Развивать творческую
индивидуальность
Лист бумаги для акварели, краски акварельные, клеёнки, кисти тонкие и
широкие, гуашь белая, зубные щётки. Образец.
Апрель.
2 неделя 2 НОД
старшая и подготовит группа

Оригами.
Тема: «Ракета и космонавт».
Цель: Продолжать создавать поделки способом конструирования из бумаги –
оригами. Формировать умение работать по схеме, поэтапно. Развивать внимание,
зрительную память, мелкую моторику рук, воображение. Познакомить с
праздником «Днём космонавтики».
Картон тёмных тонов, 4 квадрата со сторонами 10 см (красного, оранжевого, и
любых других цветов). Луна, звёзды из фольгированной бумаги, верёвочка для
соединения ракеты и космонавта, клей карандаш. Образец. Схема

Апрель.
3 неделя 1 НОД

2 младшая и средняя группа
Аппликация с использованием салфетки.

Тема: «Доктор Айболит».
Цель: Формировать умение у детей создавать аппликацию по образцу. Развивать
умение правильно держать ножницы надрезать ими салфетку. Закреплять навык
работы с клеем, нанося клей на противоположную сторону деталей, промазывая
края. Воспитывать внимание, доброе отношение к врачам.
Цветной картон, цветная тонированная бумага, лицо доктора, телесного цвета,
квадрат белого цвета, маленький квадрат красного цвета (для креста на колпаке),
салфетки белого цвета, ножницы, клей ПВА, баночки с клеем, кисти для клея,
клеёнки, тряпочки. Образец.
Апрель.
3 неделя 1 НОД
старшая и подготовит группа

Аппликация обрыванием.
Тема: «Полицейский».
Цель: Формировать умение у детей создавать объёмный образ с помощью
техники обрывания. Развивать мелкую моторику рук.
Раскраска полицейского, полоски бумаги синего, коричневого и зелёного цвета,
цветные карандаши, клей ПВА, баночки с клеем, кисти для клея, клеёнки,
тряпочки. Образец.
Апрель.
3 неделя 2 НОД
2 младшая и средняя группа

Лепки с использованием бросового материала (яйцо от киндера).
Тема: «Клоун».
Цель: Формировать умение у детей скатывать из пластилина шарики и
прикреплять их на заданную основу. Закреплять умение детей ориентироваться в
частях лица. Развивать мелкую моторику рук и внимание. Поддерживать у детей
эмоциональный фон во время лепки.
Капсулы от киндер - сюрпризов, пластилин разных цветов, доски для лепки.
Образец.
Апрель.

3 неделя 2 НОД
старшая и подготовит группа

Лепки с использованием бросового материала (яйцо от киндера).
Тема: «Клоун».
Цель: Формировать умение у детей скатывать из пластилина шарики и
прикреплять их на заданную основу. Закреплять умение детей ориентироваться в
частях лица. Развивать мелкую моторику рук и внимание. Поддерживать у детей
эмоциональный фон во время лепки.
Капсулы от киндер - сюрпризов, пластилин разных цветов, доски для лепки.
Образец.
Апрель.
4 неделя 1 НОД
2 младшая и средняя группа

Рисование в технике «Монотипия».
Тема: Яркая бабочка».
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – монотипией.
Формировать умение работать с красками. Развивать творческое воображение,
мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.
Лист тонированной бумаги, краски акварельные, кисти тонкие и средние для
рисования. Баночки с водой тряпочки, клеёнки.
Образец.
Рисунок (его половина, или часть) рисуется на ½ листе бумаги у линии сгиба.
При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на
другой его части.
Апрель.
4 неделя 1 НОД
старшая и подготовит группа

Ручной труд из змейки

Тема: «Гусеница».
Цель: Познакомить детей с новой техникой квиллинга. Формировать у детей
способность создавать гармошку из двух полос, скреплённых между собой
углом 90 градусов, загибая полоску накладывая одну на другую по очереди.
Развивать внимание, мелкую моторику рук.
Полоски плотной бумаги красного и зелёного цвета размером 30 см на 2 см,
голова гусиницы, клей карандаш, клеёнки. Образец. Схема.
Апрель.
4 неделя 2 НОД
2 младшая и средняя группа

Рисование в технике «Батик» (рисование по ткани).
Тема: «Подснежники».
Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования по ткани – батик.
Формировать навык рисования по ткани предварительно нанеся на неё рисунок и
обведя по контуру клеем ПВА. Развивать умение смешивать цвета получая
оттенки характерные подснежнику (синий + белый; красный + синий + белый;
красный + голубой).
Предварительная работа.
Ткань с предварительно нанесённым рисунком подснежников натянуть на
пяльцы или на рамку. Обвести рисунок клеем ПВА тонкой струйкой, дать
подсохнуть.
Кисти широкие и тонкие, палитра, гуашь красного, синего, белого, голубого
цвета, ткань с рисунком подснежников обведённой клеем ПВА, клеёнка.
Образец.
Апрель.
4 неделя 2 НОД

старшая и подготовит группа
Рисование в технике «Батик» (рисование по ткани).
Тема: «Подснежники».
Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования по ткани – батик.
Формировать навык рисования по ткани предварительно нанеся на неё рисунок и
обведя по контуру клеем ПВА. Развивать умение смешивать цвета получая

оттенки характерные подснежнику (синий + белый; красный + синий + белый;
красный + голубой).
Предварительная работа.
Ткань с предварительно нанесённым рисунком подснежников натянуть на
пяльцы или на рамку. Обвести рисунок клеем ПВА тонкой струйкой, дать
подсохнуть.
Кисти широкие и тонкие, палитра, гуашь красного, синего, белого, голубого
цвета, ткань с рисунком подснежников обведённой клеем ПВА, клеёнка.
Образец.
При организации работы кружка «Фантазия» - используется:
Дидактический материал. Образцы. Фотографии работ детей.
Программа кружка составлена по лексическим темам.















Результативность
Прохождение программы предполагает овладение детей дошкольного возраста
комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее
практическую реализацию.
В результате обучения в кружке ИЗО - деятельности в течение учебного
года по программе, предполагается, что дошкольники получают следующие
основные знания и умения.
Познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для
художественного творчества.
Познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения.
Овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание,
вырезание, гофрирование, склеивание.
Научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и
способов изготовления, готовое изделие).
Научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
Познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения,
оригами, аппликация, объемное конструирование).
Научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях
для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных
композициях.
Научатся разным методам и приёмам лепки из пластилина в том, числе с
использованием бросового и природного материала при; создавать поделки из
солёного теста, способом пластилинографии, пластилинографии из хендгама.
Создавать аппликации из круп, семян – (задумывать свой рисунок, выбирать
материал, дополнять его).
Создавать несложные поделки из бросовых материалов – (играть с ними, беречь,
понимать смысл ручного труда).
Расширять умения и навык в способах нетрадиционного рисования с
использованием разных материалов, самостоятельно использовать их.



Расширять знания детей о доступных материалов их использовании в ИЗО деятельности.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и
инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами,
дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для
фотоальбома лучших работ кружка “Радуга”.
Завершением кружковой работы является выставка фотографий, поделок,
рисунков, аппликаций.






Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение образовательной программы “Мастерская чудес”
включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение,
организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к
занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса
и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как
психофизическое развитие учащихся 7–14 лет, на который рассчитана данная
программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно,
учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении
практической деятельности с применением предметной (образцы изделий,
практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные
пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что
достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во
многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом
соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и
навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебнотематическое планирование все же с учетом возможности его изменения.
Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в
обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения
знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, загадки, сюрпризные моменты, стихи,
отрывки сказок)
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий,
использование алгоритма последовательности, наглядных образцов, выставка
поделок аналогичных техник)
Практические (выполнение работ детьми, овладение приемами работы,
приобретение навыков).
Условия реализации программы.
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями,
умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для
детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать
санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их

окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В
процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила
техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материальное
обеспечение:
Бумага белая, цветная, гофрированная, раскраски, эскизы, бумага для
акварели, карандаши, краски, гуашь, картон белый, цветной, гофрированный,
кисти разные, клеёнки, тарелочки, тряпочки для обмакивания клея,
просушивания краски, баночки для клей, пластилин, различный бросовый
материал, раскраски на плотной бумаги, материал для создания хендгама, клей
ПВА, клей карандаш, пяльцы, ткань, нитки шерстяные, капсулу от киндер
сюрпризов, вата крышки от пластиковых бутылок, бисер, бусы, ложки, вилки
пластмассовые, клей «Титан», крупы, мука, соль, трубочки для коктейля,
пипетки, цветные салфетки, ватные палочки, восковые мелки, свечи, листья,
яблоки и другое.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Литература
«Забавные поделки из веера и змейки». Автор: Армин Тойбнер. Издательство
«Академия развития» 2007 г.
«Оригами для самых маленьких». Автор:Ольга Сухаревская. Москва «Айрис
Пресс» 2010 г .
«Фантазии из природных материалов». Автор: Екатерина Немешаева. Москва
издательство «Айрис Пресс» 2011 г .
«Чудеса из соленого теста». Автор: Чернова Г.Н Скрипторий 2005 г.
«Соленое тесто». Автор: Давыдова Г.Н. М АРТ 2005 г.
«Радуга аппликации». Автор: Гурская И.В. СПб Питербург 2007 г.
«Зёрнышко к зёрнышку» Автор: Екатерина Немешаева. Москва издательство
«Айрис Пресс» 2010 г
«Маленький мастер» Автор: Геронимус Т. М.издательство «Аст – Пресс школа»
2001.
«Весёлое рождество» Автор: Рэй Гибсон и Джони Тайлер. Москва издательство:
«Росмэн» 1994 г.
10.«Мастерим, размышляем, растём» Автор: Н.М. Конышева. Москва 2003
Линка - Пресс.
11.«Аппликация простые поделки» Автор: Екатерина Румянцева. Москва
«Айрис - Пресс» 2010.г
12.«Поделки из бумаги» Автор: Корнева Г. М. Санкт – Петербург
«Кристалл».2002 г.
13. «Оригами в детском саду» Автор: Светлана Мусиенко, Галина Бутылкина.
14. Источник интернет ресурсы.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».