ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Полное название
дополнительной
общеразвивающей программы
Направленность
дополнительной
общеразвивающей программы
Ф.И.О. педагога, реализующего
дополнительную
общеразвивающую программу
Год разработки дополнительной
общеразвивающей программы
Где, когда и кем утверждена
дополнительная
общеобразовательная
программа
Информация о наличии
рецензии
Цель дополнительной
общеразвивающей программы
Задачи дополнительной
общеразвивающей программы
«Логоритмика»
социально-гуманитарная
Чубанова Ирада Садраддиновна, педагог
дополнительного образования
2025
Педагогическим советом
нет
Организация развивающего пространства в
условиях
МБДОУ,
обеспечивающего
преодоление речевых нарушений путем
развития двигательной сферы ребенка в
сочетании со словом и музыкой через
систему логоритмических занятий.
• развивать у детей координированные
движения рук, ног;
• формировать
правильную
осанку,
умение ориентироваться в пространстве,
имитационные движения;
• развивать зрительное и слуховое
внимание; учить переключать внимание,
включая смену движений;
• учить различать темпы мелодий,
развивать чувство ритма, умение петь
соответственно со звучанием музыки;
• развивать физиологическое дыхание,
артикуляционный аппарат, мимику;
• развивать силу голоса, выразительность
речи и пения;
• развивать мелкую моторику, точность
движений;
• формировать правильную артикуляцию
звуков;
2
Информация об уровне
дополнительной
общеразвивающей программы
Ожидаемые результаты
освоения дополнительной
общеразвивающей программы
Срок реализации
дополнительной
общеразвивающей программы
Количество часов в неделю /
год, необходимых для
реализации дополнительной
общеразвивающей программы
Возраст обучающихся по
дополнительной
общеразвивающей программы
Формы занятий
Методическое обеспечение
• развивать творчество и инициативу.
Стартовый уровень
Ребенок
владеет
достаточным
словарным запасом по лексическим темам.
У ребёнка сформированы модуляции
голоса,
плавность
и
интонационная
выразительность речи, правильное речевое
и физиологическое дыхание, умение
правильно брать дыхание во время пения.
Ребёнок
обладает
достаточной
подвижностью артикуляционного аппарата.
Правильно произносит все звуки родного
языка.
Ребёнок
способен
правильно
выполнять артикуляции звуков отдельно и
в слоговых рядах, дифференцировать
гласные, парные согласные звуки в
слоговых рядах, словах, чистоговорках.
1 год
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в год - 72
Воспитанники от 5 до 7 лет
Групповые, очные
по логопедии:
Программа
и
методические
рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи» Т.В. Филичевой и Г.
В. Чиркиной;
«Система коррекционной работы» Н.
В. Нищевой;
Методическое
пособие
«Артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках» Т. А. Куликовской.
по логоритмике:
Волкова
Г.А.
Логопедическая
3
ритмика - М., Просвещение, 1985
Методические
пособия
по
логоритмике М.Ю. Картушиной, М.Ю.
Гоголевой,
Е.
В.
Кузнецовой,
Е.А.Алябьевой, Н.В.Микляевой
Воронова А.Е. Логоритмика для
детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.
«ТС СФЕРА»,2006.
по оздоровлению детей:
Методические
пособия
«Стрельниковская дыхательная гимнастика
для детей» М.Н.Щетинина;
«Психогимнастика М. И. Чистяковой,
«Азбука физкультминуток» В. И.
Ковалько.
Условия реализации программы Требования к развивающей среде:
(оборудование, инвентарь,
Центр
коррекционно-развивающей
специальные помещения, ИКТ, работы:
и др.)
Игровое пространство для реализации
коррекционно-развивающего процесса;
Ковер;
Столы и стулья;
Технические средства:
Наличие ноутбука;
Принтер;
Наглядно-дидактический
и
демонстрационный материал:
Бланки с заданиями по темам;
Картинки по лексическим темам и по
литературным произведениям;
Картотеки
артикуляционных,
дыхательных,
фонопедических
и
пальчиковых упражнений;
Схемы-планы, модели.
Игровой и спортивный инвентарь:
Пособия на развитие дыхания.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4
Программа «Логоритмика» составлена на основе исследований
педагога Н. В. Нищевой, занимающейся вопросами дошкольной логопедии.
Данная программа разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями),
Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»,
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации»,
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об
утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП
2.4.3648-20),
Актуальность программы. В последнее время проблема развития
обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно
значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше
и им следует своевременно оказывать помощь, исправлять имеющиеся
дефекты звукопроизношения и не только. Это в свою очередь влияет на
качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они
могут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением.
Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов
звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного
образования. Для получения хороших результатов рекомендуется проведение
занятий, где взаимодействуют логопед и музыкальный руководитель.
Отличительные особенности: занятия программы включают в себя
здоровьесберегающие технологии и логопедические упражнения, что не
только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует
максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения,
овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей
дошкольного возраста.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы социально-гуманитарная.
Реализация программы «Логоритмика» проходит по двум
направлениям:
РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ
КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ
ПРОЦЕССОВ
НАРУШЕНИЙ
совершенствование
общей - развитие темпа и ритма дыхания,
моторики, координации движений, голоса,
5
- регуляция мышечного тонуса,
- развитие восприятия - слухового
внимания,
- воспитание подражательности,
активности,
инициативности,
самостоятельности, коллективизма,
формирование
оптикопространственных представлений,
развитие
зрительной
ориентировки на собеседника,
- развитие чувства темпа и ритма
движений и музыки,
- развитие слуховой памяти,
- воспитание волевых качеств
(смелости,
настойчивости,
решительности, выдержки).
-выработка умеренного темпа и ритма
речи,
формирование
интонационной
выразительности речи,
развитие
орального
праксиса
(артикуляционной
и
мимической
моторики),
- развитие координации речи с
движением,
воспитание
правильного
звукопроизношения,
- формирование фонематического
слуха,
- активизация словарного запаса,
развитие
грамматической
правильности речи.
Вид образовательной деятельности – коррекционно-развивающая.
Программа ориентирована в первую очередь на работу с детьми с
нарушением речи.
Новизна программы заключается в создании условий для коррекции
речевых нарушений у воспитанников групп старшего дошкольного возраста
через организацию кружковой деятельности. А также в новых подходах к
структурированию тематического плана и содержания работы, расширения
разнообразия базы используемых игр и в гармоничном соединении
традиционных
средств
развития
ребенка
с
информационнокоммуникационными, которые позволяют оптимизировать коррекционно развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить
его результативность.
Цель программы: организация развивающего пространства в
условиях МБДОУ, обеспечивающего преодоление речевых нарушений.
Основные задачи:
• развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать
внимание, включая смену движений;
• развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат,
мимику;
• развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
• развивать мелкую моторику, точность движений;
• формировать правильную артикуляцию звуков;
• развивать творчество и инициативу.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Ребенок владеет достаточным словарным запасом по
лексическим темам.
6
У ребёнка сформированы модуляции голоса, плавность и
интонационная
выразительность
речи,
правильное
речевое
и
физиологическое дыхание, умение правильно брать дыхание во время пения.
Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного
аппарата. Правильно произносит все звуки родного языка.
Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков
отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные
звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
Методы педагогической диагностики. Диагностика. Реализация
данной программы предполагает диагностику индивидуального развития
ребенка учителем-логопедом в тесном взаимодействии с педагогами групп.
Диагностика проводится в начале учебного года с целью
исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния
слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения
ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой
моторики.
Повторное обследование проходит в конце учебного года, чтобы
проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций
детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий.
Диагностика проводится в виде обследования речи по альбому
логопеда.
Продолжительность занятий: Количество занятий – 2 раз в
неделю. Продолжительность - 30 минут.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НА 2025/2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц
№
Тема
Кол-во
занятия
1
Диагностика
2
Сентябрь
2
Осенняя ярмарка (сад-огород).
2
3
Ранняя осень (деревья, грибы, ягоды,
2
цветы).
4
«Осенняя красота природы»
2
5
«Откуда хлеб пришёл?»
2
Октябрь
6
Осень (человек, одежда, головные уборы,
2
обувь).
7
Домашние животные, птицы.
2
8
Поздняя осень (обобщения). Перелётные
2
птицы, подготовка животных, растений к
зиме.
9
Мой город, моя страна. День единства.
2
Ноябрь
10
Профессии и инструменты.
2
11
Неделя добрых дел. (16.11. –
2
7
Декабрь
Январь
Февраль
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Март
25
26
Апрель
Май
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Международный день толерантности)
Моя семья (дом, мебель, электроприборы).
Начало зимы
Родной край. Спорт.
Сказки под Новый год. Зимующие птицы.
Зима, новогодняя ёлка.
Рождественские сказки.
Зима. Зимние забавы.
Зима. Как звери и птицы зимуют.
Неделя науки, знаний и открытий для
дошколят.
Строительство (архитектура в городе,
строительные профессии).
Сказки А.С.Пушкина
(10 февраля – День памяти А.С. Пушкина)
День Защитника Отечества. Военные
профессии.
Лес – наше богатство. Животные наших
лесов.
Международный женский день. Женские
профессии.
Народное творчество
(фольклор, русская народная игрушка,
посуда). Масленичная неделя
Неделя игры и игрушки.
Ранняя весна. Пробуждение природы.
Я вырасту здоровым!
Космос. Моя планета.
Я - житель планеты Земля.
Весна. Прилёт птиц.
Сельскохозяйственные работы (труд
человека весной).
День Победы
Весна. Времена года (обобщение).
Сезонные изменения.
Диагностика
Итоговое мероприятие
ИТОГО В ГОД
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
72
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8
«Чиполино и его друзья»
«В гостях у Лесовичка»
В гостях у красавицы осени
Ранняя осень (деревья,
грибы, ягоды, цветы).
«Осенняя красота природы»
СЕНТЯБРЬ
Осенняя ярмарка (сад-огород).
Мес Нед Тема Заня
Развитие речевых
яц еля недели тие
процессов
1
Диагностика
2
Формирование
правильного
физиологического и
речевого дыхания.
Развитие глубокого вдоха
«Узнай фрукт, овощ».
Закрепление артикуляции
звука [А]. Развитие
мускулатуры щёк:
имитационное
упражнение «ТолстячкиХудышки»
Фонопедическая игра
«Эхо». Формировать
мягкую атаку голоса при
произнесении гласных.
3
Укрепление дыхательной
мускулатуры. Выработка
плавного длительного
выдоха, направленной
воздушной струи
«Осенние листочки».
Закрепление артикуляции
звука [У]. Игра «Эхо» АУ
– тихо, громко. Отработка
произношения свистящих
звуков «Ветер свистит».
4
Укрепление дыхательной
мускулатуры. Выработка
плавного длит. выдоха,
направленной воздушной
струи «Осенние
листочки»
Закрепление артикуляции
звука [У]. Игра «Капли»
АУ – тихо, громко.
Отработка произношения
свистящих звуков «Ветер
свистит»
9
Развитие неречевых
функций
Закреплять умение
следования построениям.
Зрит. гимнастика
«Фруктовая загадка».
Освоение понятий
«сильно - слабо», как
понятий относительно
большей или меньшей
силы мускульного
напряжения. Закрепление
умения детей определять
пространственные
отношения. Закрепление в
речи наречия: вверху,
внизу.
Учить детей определять
пространственные
отношения. Закрепить в
речи наречия: влево,
вправо, около, рядом.
Зрительная гимнастика
«По ягоды» Закреплять
умение ходить с
согласованными
движениями рук и ног.
Учить детей определять
пространственные
отношения. Закрепить в
речи наречия: влево,
вправо, около, рядом.
Зрительная гимнастика
«По ягоды»
Закреплять умение ходить
с согласованными
движениями рук и ног.
«Праздник каравая»
«Осенняя прогулка»
2
Осень (человек, одежда, головные уборы,
обувь).
ОКТЯБРЬ
«Откуда хлеб пришёл?»
1
Формирование
правильного темпа речи
«Мелет мельница зерно».
Вырабатывать умение
делать язык широким и
удерживать его в
расслабленном состоянии.
Блинчик».
Закрепление
произношения звука [О]
Развитие просодии инсценировка диалога
«Кисонька-мурысонька»
Выработка правильной
воздушной струи: игра
«Сдуй пуговку».
Отработка правильной
артикуляции звука [Т-Д]
«Молоточки».
Логораспевка «Ботинки».
Игра на координацию
речи и движения
«Башмачок». Развитие
фонематического слуха –
договаривание
чистоговорок.
10
Учить правильно
выполнять самомассаж
лица.
Координация речи и
движения – упражнение
«Каша»
Игра «Ложкари» - учить
выделять в музыке
неожиданный акцент и
давать ответную реакцию
ударом в ложки.
Закреплять умение бегать
с согласованными
движениями рук и ног.
Развитие ориентировки в
схеме тела: вверху внизу, впереди - сзади,
справа – слева. Развитие
мускулатуры шеи:
имитационное
упражнение «Кнопочка»
(поднимание и опускание
головы с сильным
нажатием подбородка на
кулаки). Продолжать
учить выделять
неожиданный акцент
ударом кулачками
«Сапожники».
Артикуляционные
упражнения «Кошечка
сердится», «Кошечка
лакает», «Индюк». Фон.
упражнение «Петушок».
Логопедическая распевка
«Корова».
Работать над четкостью
дикции. Упражнение игра на развитие речевого
дыхания «Куры, гуси».
«Поездка в Простоквашино»
«1,2,3,4,5 –идем гулять»
Мой город, моя страна.
День единства.
НОЯБРЬ
1
спит?»
4
Поздняя осень (обобщения).
Перелётные птицы,
подготовка животных,
растений
к зиме.
«Почему
медведь
зимой
Домашние животные, птицы.
3
Учить менять движение в
соответствии с
музыкальными фразами.
Зрительная гимнастика
«Ослик». Игра на
развитие творческих
способностей и
воспитания выдержки
«Гусь». Упражнение на
развитие
пространственных
отношений «Курица и
цыплята» подражательные
движения
Развитие дыхания по
Учить плавно переходить
схеме. (нос-нос, нос-рот, - от умеренного темпа
рот-нос, рот-рот).
движения к быстрому, к
Театрализация сказки
медленному.
«Три медведя» Зрительная гимнастика
воспроизведение высоты «Однажды в лесу».
звуков, интонации.
«Упражнение на развитие
Выработка силы голоса.
координации, общей
«Кто кого» -упражнение в моторики «Мы на лыжах
длительном произнесении в лес идем».
гласных звуков.
Регуляция мышечного
тонуса «Деревья в снегу».
Развивать подвижность
Упражнение на развитии
языка, способствовать
координации «Мы на
растяжке подъязычной
лыжах в лес идем», зрит.
связки – уздечки – «На
гимнастика «Северное
лошадке».
сияние».
Фонопедическое
Гимнастика мозга
упражнение «Глобус».
«Ленивые восьмёрки».
Коммуникативная игра
Танец «Хоровод
«Здравствуй, друг».
дружбы». Пальчиковая
гимнастика «Мы по
городу гуляли».
11
Профессии и инструменты.
«Чем пахнут ремесла»
«Рукодельница и
Ленивица»
3
Неделя добрых дел.
(16.11. – Международный
день толерантности)
2
«Домовенок Кузя и фиксики»
Моя семья (дом, мебель,
электроприборы).
4
Артикуляционное упр.
«Маляры». «Чей пароход
гудит дольше?»- развитие
длительного выдоха с
произнесением гласного
Ы. Учить детей изменять
силу голоса: говорить
громко, тихо, шепотом.
Логопесенка «Повар».
Развивать умение
поднимать боковые края
языка. «Чашечка».
Формирование
длительного плавного
выдоха «Буря в стакане»,
«Метелица в колодце».
Закрепление артикуляции
звука У. Фонопедическое
упражнение
«Рукодельница»
Следить за соблюдением
единства и адекватности
речи, мимики,
пантомимики, жестов выразительных речевых
средств в игре и в
ролевом поведении детей.
Пение из мультфильма
«Фиксики» - «Телевизор,
холодильник».
12
Ритмич. игра
«Молоточки».
Игра на развитие
пространственных
ориентировок «Иголка с
ниткой».
Совершенствование
оптико-пространственных
ориентировок.
«Регулировщики»
(перекрестные движения)
Развитие ритма и темпа
движения «Взбиваем
перину».
Развитие координации и
переключаемости
движений «Щёлк-щёлк».
Пальчиковый самомассаж
«Веретено».
Развитие мимической
мускулатуры:
имитационные
упражнения - изображаем
добрую маму, старого
дедушку, сердитого папу,
грустную дочку и т.д.;
Зрительная гимнастика
«Наш дом». Пальчиковая
гимнастика «Семья».
Развитие зрительной и
слуховой памяти в
дидактических играх «Кто
там?», «Кто спрятался?»
«Путешествие с волшебной
снежинкой»
Начало зимы.
1
Родной край.
Спорт.
«Вместе весело шагать»
Сказки под Новый год.
Зимующие птицы.
«Птичья кладовая»
ДЕКАБРЬ
2
3
Уточнение произношения
гласных звуков.
Фонопедическое
упражнение «Свистели
метели».
Развитие языкового чутья
«Доскажи словечко»
Развитие орального
праксиса – имитационные
игры «Замерзли».
Развитие мимики
«Настроение».
Формирование
ритмического рисунка в
проговаривании
звукоподражаний «Куку». Имитационные игры
«На лыжах» (уточнение
произношения шипящих
звуков). Проговаривание
чистоговорок со звуком
[Ш].
Фонопедическое
упражнение «Напугаем
медведя».
Логопедическая распевка
«Ворона», «Воробьишка»
Формирование темповой
организации
высказывания «Дятел» проговаривание в разном
темпе.
Упражнение на дыхание
«Ворона».
13
Развитие слухового
внимания.
Зрительная гимнастика
«Падают снежинки».
Развивать чувство ритма
«Мосток».
Пальчиковая гимнастика
«Мы с тобой снежки
лепили».
Закрепление умения
перестраиваться по
зрительному сигналу.
Зрительная гимнастика
«Снег-снежок».
Коммуникативный танецигра «Веселые дети».
Упр. на развитие чувства
ритма и мелкой моторики
«Дровосек».
Развитие внимания и
ориентации в
пространстве «Бездомная
кукушка», «Прыжки через
нарты».
Игра на расслабление и
напряжение мышц
«Замерзли-согрелись».
Упр. «Сова».
Фонопед. упр. «Метель»
Упр. на развитие чувства
ритма «Воробьи,
воробышки». Игра
«Зимняя пляска».
Пальчиковая гимнастика
«Пой-ка, подпевай-ка».
Упр. на развитие
слухового внимание
«Сорока».
«Письмо от Деда Мороза»
Зима, новогодняя ёлка.
4
Зима. Зимние забавы
2
«Там на ведомых дорожках»
«Ух, ух, - едут сани во весь
дух!»
ЯНВАРЬ
Рождественские сказки.
1.
Развивать реакцию на
интонацию и мимику,
соответствующую
интонации. Следить за
соблюдением единства и
адекватности речи,
мимики, пантомимики,
жестов - выразительных
речевых средств в игре и
в ролевом поведении
детей.
Речевая игра с движением
«Снеговик». Развитие
мелкой моторики Суджок «Новый год».
Ритмич. игра «Мороз».
Игра на развитие общей
моторики «Ветер
северный». Танец
«Лавата» - коорд.
движений, развитие
общей моторики. Упр. на
расслабление
«Волшебный сон».
Развитие речевого
дыхания «Кто стучится».
Проговаривание
звукоподражаний на
выдохе. Логопедическая
распевка «Кормушка».
Инсценировка сказки
«Теремок». Упражнение
на расслабление и
напряжение мышц
артикуляции «Орешки».
Упражнение на развитие
общей моторики «Про
медведя». Пальчиковая
сказка «Рукавичка»
Су-джок» «Медведь в
берлоге». Развитие
чувства ритма и
воспроизведение
ритмических рисунков
«Лиса и зайцы».
Двигательное упражнение
с речью «Лесные
жители». Упражнение на
регуляцию мышечного
тонуса «Нахохлились –
расслабились».
Упражнение на развитие
координации «Зима».
Формирование
ритмического рисунка
«Снежки».
Танцевальная композиция
«К нам гости пришли».
Хороводные игры
развитие координации
движений и
пространственной
ориентировки.
Продолжать формир.
речевого выдоха –
произнесение
междометий на выдохе.
Упр. на звукоподражание
«На санках». Фонопед.
упр-е. «На коньках» отработка произношения
свистящих звуков,
чистоговорки со звуком
[С].
14
Неделя науки, знаний и
открытий для дошколят.
«Очевидноеневероятное»
1
«Я бы в строители пошел пусть меня научат!»
«Зимовье»
4
Строительство
(архитектура в городе,
строительные профессии).
ФЕВРАЛЬ
Зима. Как звери и птицы зимуют.
3
Развитие речевого
дыхания «Кто стучится».
Проговаривание
звукоподражаний на
выдохе.
Логопедическая распевка
«Кормушка».
Инсценировка сказки
«Теремок».
Упражнение на
расслабление и
напряжение мышц
артикуляции «Орешки».
Упражнение на развитие
общей моторики «Про
медведя».
Пальчиковая сказка
«Рукавичка».
Су - джок» «Медведь в
берлоге».
Развитие чувства ритма и
воспроизведение
ритмических рисунков
«Лиса и зайцы».
Двигательное упражнение
с речью «Лесные
жители».
Упражнение на
регуляцию мышечного
тонуса «Нахохлились –
расслабились».
Развитие речевого
Коммуникативная игра
дыхания «Счет от 1 до 5 и «Ворота». Развитие
обратно» на выдохе».
моторики и координации
Логопедическая игра с
«Намотай шнур на
элементом массажа
палочку».
«Потягушечки».
Совершенствование
Инсценировка
общей моторики – разные
стихотворения «Врун»
виды ходьбы и бега.
Д.Хармса.
«Хлопай-шлёпай» веселая логоритмика.
Фонематическая игра
Зрительная гимнастика
«Строим дом».
«Наш дом».
Преодоление твердой
Песня «Мы в городе
атаки гласных.
родились».
Пропевание гласных с
Пальчиковая игра
повышением и
«Песочный дом».
понижением голоса Ритмическая игра
упражнение «Этажи,
«Молоток».
«Лесенка».
Упражнение на развитие
Артикуляционная
общей и мелкой моторики
гимнастика «Маляры»
«Теремок».
15
«В гостях у сказки»
«Три богатыря»
Сказки А.С.Пушкина
(10 февраля – День памяти А.С. Пушкина)
«Маша и Медведь приглашают в гости»
4
День Защитника Отечества.
Военные профессии.
3
Лес – наше богатство. Животные наших
лесов.
2
Упражнение на развитие
речевого дыхания «Буря»
Чтение строки из сказки
на выдохе. Работа над
темпом и ритмом речи.
Проговаривание загадки о
золотой рыбке с
одновременным
прохлопыванием.
Речевое упражнение
«Петушок»
Фонопедическое
упражнение «Колосок»
Развитие
самостоятельности,
инициативы и
выразительности в выборе
ролей для инсценировки
знакомых сказок,
отрывков. Развитие
слухового внимания «Что
неправильно?».
Упр. на координацию
речи и движения «У
моря».
Развитие слухового
внимания – слушание колыбельная из оперы
«Сказка о царе Салтане»
Н. Римский-Корсаков
Фон. упражнение
Игра на развитие ритма
«Салют».
(на м/инструментах)
Воспроизведение
«Азбука Морзе. Радист»
ударного слога – (та-ТА,
(Ритмическое эхо).
ТА-та) «Барабанщик».
Развитие мускулатуры
Проговаривание
шеи: имитационное
чистоговорки со звуками упражнение «Сирена
[Т-ТЬ].
воет» (повороты головы).
Гимнастика для мышц
Координация движений
языка «Пулемет», «Танк». рук и ног , работа над
амплитудой движений
«Марш солдатиков».
Развитие
Развитие
артикуляционного
пространственной
аппарата и мимики
координации -закреплять
«Маша - артистка»
умение ползать,
Сценка - шутка «Лиса и
пролезать, подлезать,
волк» - продолжать учить перелезать.
передавать характер
Зрительная гимнастика
персонажа при помощи
«Однажды в лесу».
интонации.
Координация речи с
Логопедическая песенка
движением «Мишка».
«Волчий вой».
Развитие чувства ритма
Формирование
«Что хочет Маша?».
длительного речевого
Игровой массаж тела
выдоха – счет до пяти,
«Зайка».
добор воздуха – обратный
счет».
16
1
Между
народн
ый
женски
й день.
Женск
ие
профес
сии.
«Речевые посиделки»
Народное творчество
(фольклор, русская народная игрушка, посуда).
(07-13.03 – Масленичная неделя 2016)
МАРТ
2
Воспитание
интонационной
выразительности речи Игра «Узнай по
интонации». Развитие
темпа речи «В гости к
Федосье».
Развитие высоты голоса речевая игра «Гости»
Работа над темпом и
ритмом речи. Чтение
стихотворения «Март» в
сопровождении
металлофона.
Фонопедическое
упражнение «Чайник».
Логораспевка «Тарелка».
Речевая игра с
музыкальными
инструментами
«Кухонный оркестр».
Работа над темпом и
ритмом речи,
координация речи с
движением - упражнение
«Помощники».
Развитие интонационной
выразительности и
просодии - диалог «Уж ты
тётушка, Арина».
Развитие речевого
дыхания при
проговаривании
скороговорок.
17
Упражнение на развитие
творческой
самостоятельности
«Профессии мам» пантомима.
Пальчиковая игра
«Мамочка».
Развитие общей моторики
и координации движений
«Мамины помощники».
Упражнение на развитие
творческого воображения,
общих речевых навыков
«Чайник».
Пальчиковая гимнастика
«Посуда». Развитие
пространственной
координации –
Упражнение на развитие
слухового внимания ,
чувства ритма в игре на
ложках «Экосез».
Неделя игры и игрушки.
«Веселая карусель»
Ранняя весна. Пробуждение природы.
«Как мы весну искали»
3
4
Воспитание силы выдоха
«Заведи вертушки».
Воспитание шепотной
речи при проговаривании
потешек.
Формирование темповой
организации
высказывания
«Проговори скороговорку
в разном темпе».
Имитационная игра
«Дудочка» (высоконизко).
Попевка «Качели».
Зрительное упражнение
«Юла».
Совершенствование
способности различать
замедление, ускорение
муз. темпа, параллельно
выполняя упражнения на
построение «круг» - игра
«Карусели».
Игра на развитие чувства
ритма и моторику «Муз.
кубики». Упр.
регулирующие
мышечный тонус:
«Тряпочные куклы,
заводной зайчик,
солдатики».
Логораспевка
Коммуникативная игра
«Подснежник».
«Собирайся детвора».
Упр. на развитие
Зрительная гимнастика
направленной слабой
«Сосулька».
воздушной струи
Пальчиковая Су-джок
«Запускаем кораблики».
«Что ж ты, ёж такой
Уточнение произношения колючий».
согласного [Л]. Фон.
Музыкальный этюд
упражнение «В лесу
«Сосулька»- регуляция
весной».
мышечного тонуса.
Выразительное
«Пружинки-прыжки» загадывание загадок по
веселая логоритмика –
теме. Воспитание
дифференциация
интонац. выразительности движений.
– проговаривание
предложения «Весна
пришла» с разной
интонацией.
18
«Веселая зарядка»
Я вырасту здоровым!
(07.04 – Всемирный день здоровья)
1
«Собирайся детвора – в
космос нам лететь пора!»
«Путешествие с капелькой»
3
Я - житель планеты Земля.
(22.04. – Международный день
Земли)
АПРЕЛЬ
Космос.
Моя планета.
2
Развитие плавного
речевого выдоха –
проговаривание на
выдохе междометий от 1
– до 5.
Логопедическая песенка
«Очки для Леночки».
«Наши малыши здоровы»
- формирование
эмоциональной окраски
речевого высказывания.
Фонопедическое
упражнение «Ракета».
Уточнение произношения
согласного [Р]
имитационная игра
«Заведи мотор».
Проговаривание
чистоговорок со звуком
[Р].
Упражнение на
координацию речи с
движением «Полет».
Логораспевка
«Прогулка».
Фонопедическое
упражнение «Глобус».
Русская народная
закличка «Солнышко» ритмическая организация
высказывания, развитие
интонационной
выразительности.
19
Зрит. гимнастика «Будь
здоров!» Пальчиковая
гимнастика «Вот большой
смешной толстяк».
Оздоровительный
самомассаж лица
«Превращения».
Развитие мимической
мускулатуры и слухового
внимания «Мы умеем
улыбаться, мы умеем
огорчаться». Упр. на
внимание и координацию
«Топаем-хлопаем»
Музыкально-ритмическая
композиция «Волшебный
цветок» - перестроения,
Подвижная игра
«Звёздочки».
Зрительная гимнастика
«Ракета».
Игра на
совершенствование у
детей способности
различать замедление,
ускорение музыкального
темпа «Капель».
Музыкальный этюд
«Цветок» - регуляция
мышечного тонуса.
«Хоровод дружбы» развитие
пространственных
ориентировок и
координации речи с
движением.
Весна. Прилёт птиц.
Сельскохозяйственные
работы (труд человека
весной).
«Весенняя
уборка»
4
День Победы.
«На параде»
Весна. Времена года
(обобщение). Сезонные
изменения.
«День рождения Мухицокотухи»
МАЙ
1
2
3-4
Развитие речевого
дыхания - проговаривание
двустишия на одном
выдохе.
Упражнение на развитие
дикции - исполнение
песенки «Кап-кап».
Проговаривание
чистоговорок на
дифференциацию звуков
[Р-РЬ].
Зрительная гимнастика
«Жаворонок». Развитие
зрительного внимания
«Найди отличия».
Ритмическая игра массаж ног «Домик
птичкам мастерим».
Совершенствование
выразительности
движений
К стихотворению «Ну ,
весна, как дела?»
Фонопедическое
Игра на развитие ритма
упражнение «Салют».
(на м/инструментах)
Артикуляционная
«Азбука Морзе. Радист»
гимнастика «Парад».
(Ритмическое эхо).
Речевая игра
Пальчиковая гимнастика
«Барабанщик» выделение «Аты-баты» Упражнение
музыкальных фраз с
на развитие координации
проговариванием
«Самолет». Исполнение
соответствующих слогов песни без слов с
[та-та-та, да-да-да],
изменением слогов –
соблюдая ритмический
развитие слухового
рисунок.
внимания и музыкального
метра.
Проговаривание
Двигательное упражнение
чистоговорок со всеми
«Муравьи» со сменой
звуками.
направления движения.
Фонопедическое
Пальчиковая игра с
упражнение
массажем «Гусеница».
«Колокольчики будили». Координация речи с
Инсценировка отрывка из движением «Пчелы и
сказки «Муха-цокотуха» – мишки».
воспитание
Игра на развитие
инициативности,
мышечного тонуса
творческой активности.
«Мотыльки».
Диагностика
20
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки
РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»),
где особое внимание уделяется материально-техническому обеспечению и
созданию развивающей образовательной среды.
Реализация программы дополнительного образования «Логоритмика»
требует организации развивающей предметно-пространственной среды для
решения поставленных задач. А именно, в разнообразии базы используемых
игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с
информационно-компьютерными
технологиями
(мультимедийными
презентациями, использованием Интернет-ресурсов).
Реализация программы предполагает наличие просторного помещения
для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство
создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия.
Условия реализации программы
Требования к среде:
Центр коррекционно-развивающей работы:
Игровое пространство для реализации коррекционноразвивающего процесса;
Ковер;
Столы и стулья;
Технические средства:
Наличие ноутбука;
Принтер;
Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:
Бланки с заданиями по темам;
Картинки по лексическим темам и по литературным
произведениям;
Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и
пальчиковых упражнений;
Схемы-планы, модели.
Игровой и спортивный инвентарь:
Пособия на развитие дыхание,
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».М.: Омега-Л.,2014.-134 с.
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -368 с.
3. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального
сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
4. Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М., Логопедическая ритмика:
Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием
речи / Под ред. Г.А. Волковой. -- СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная
педагогика)
5. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для
студентов педагогических институтов по специальности 031800 –
Логопедия;032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология
(дошкольная).-СПб.:»Петербург –XXI «,1997.
6. Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и
упражнения. М.»ТС СФЕРА»,2006.
7. Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки.
Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.
8. Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей
дошкольного возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2010, - 99 с.
9. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.:
«Издательство Гном и Д», 2005, 10. Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для
логопедов и родителей. - СПб.: «Дельта» - 1997.
11. Микляева, Н.В. Полозова О.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и
логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. - 2-е
изд. – М.: Айрис-пресс, 2005, - 112 с.
12. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической
группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО —
ПРЕСС, 2003. – 528 с.
22